Обеспечение детства, – счастливого детства, – один из важнейших вопросов современности. Так как наше с вами будущее – в руках подрастающего поколения и будущее страны зависит от сегодняшней молодежи. Жизнь так устроена, что не все дети похожи, не все располагают широкими возможностями или обладают одинаковыми способностями. Естественно, и условия, в которых воспитываются дети, разные. Но бесспорным остается одно: ребенок должен получить все необходимое для развития, а взрослые обязаны создать все условия для его достойного обучения, воспитания и адаптации к современной жизни. 

Вдвойне трудно решать проблемы детей с особыми потребностями и ограниченными способностями. В работе с ними не подходят общепринятые программы. Детям с особыми образовательными запросами нужны обходные пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей являются обычными.

Таким образом, возникает необходимость в разработке инновационных стратегий обучения школьников с особыми потребностями, их подготовки к самостоятельной жизнедеятельности. К тому же, в условиях внедрения концепции новой украинской школы (НУШ), возникает потребность в изменении приоритетов образования относительно коррекционного обучения. Это является основным направлением работы Утконосовской специальной общеобразовательной школы-интерната I-II ступеней (Измаильский район).

В школе в 9-ти классах обучается 101 ребенок. Занятия с детьми ведутся по специальной программе, которая предусматривает развитие и коррекцию всех психологических нарушений у детей. В школе функционируют социально-бытовой кабинет, кабинет ЛФК, кабинет развития речи, компьютерный класс, библиотека, актовый зал, спортивный зал, кабинет интерактивной деятельности, кабинет 1-го класса, оснащенный по всем требованиям НУШ.

С детьми работают специалисты. Это учителя-дефектологи, учителя-логопеды, практический психолог, социальный педагог, инструктор ЛФК. Кроме учителей в школе работают воспитатели, которые занимаются с детьми в послеобеденное время: организуют самоподготовку, часы досуга, проводят воспитательные мероприятия, игры, развлечения. Только непрерывная реабилитация и работа в системе может дать положительные результаты коррекции недостатков детской речевой деятельности, развития мелкой моторики, многих психологических аспектов: памяти, логики, воображения, внимания.

Классные кабинеты оснащены необходимыми материалами и оборудованием для работы. Например, кабинет ЛФК в этом учебном году полностью укомплектован новым оборудованием для проведения качественных занятий лечебной физкультуры. Материальная база постоянно пополняется, в классных кабинетах радуют глаз и привлекают внимание яркие «классные уголки» и тематические стенды, «зеленые уголки», а в младших классах – зоны отдыха. Мультимедийная доска позволяет проводить открытые уроки и мероприятия на инновационном уровне.

Педагогический коллектив своими руками создает уют и красоту в школе. В спальном корпусе светлые, нарядные комнаты с необходимой мебелью ждут ребят после занятий. В игровых уголках стоят телевизоры, а для малышей – мягкие игрушки и разные познавательные игры. Дети учатся самостоятельно ухаживать за комнатными цветами, содержать в порядке свои личные вещи, быть аккуратными и бережливыми.

Веселые, сказочные цвета в оформлении интерьера школы располагают к учебной и игровой деятельности, дети чувствуют себя свободно, уютно. Педагоги воспитывают не только умение быть личностью, адаптироваться к социальной среде, но и умение находиться в детском коллективе, дружелюбно и позитивно относиться к окружающим, помогать другим, уважать чужое мнение.

Бывает, что в школу поступает ребенок с серьезными нарушениями речи: представьте радость педагогов и родителей, когда к новогоднему утреннику ребенок самостоятельно рассказывает на память четверостишие. Это огромный, кропотливый, требующий терпения труд, направленный на преодоление различных отклонений у школьников.

Одно из основных направлений учебной работы в Утконосовской школе-интернате (фактически, в реабилитационной школе), – это трудовое обучение. Оно подразумевает обучение, начиная с пятого класса, швейному делу, цветоводству, сельскохозяйственному делу, столярному и штукатурно-малярному делу. Ребята учатся кроить, шить, самостоятельно штукатурить, мастерить, выращивать и своими руками ухаживать за огородом. Это закладывает основу в выборе учеником будущей профессии.

Нельзя не вспомнить о слаженной работе технического персонала, который обеспечивает функционирование учреждения и комфорт детей. Это повара, ночные няни, медсестры, прачки, рабочий персонал. Бесплатное пятиразовое питание дает возможность детям расти здоровыми, развиваться физически и получать через нормированный рацион все необходимые витамины, минералы, углеводы, белки.

Люди, работающие в этой школе, увлечены работой, ежедневно вкладывают свою душу, сердце, свою энергию в дело, которым занимаются, – обучение и воспитание особых детей. Ребята, которые нуждаются в особенном подходе, специальном коррекционном обучении и реабилитации, находят тут тепло, любовь, дружбу. После окончания школы многие возвращаются проведать свой второй дом – любимую школу и каждый, – каждый из них не жалеет слов благодарности в адрес своих учителей и воспитателей, которых и по сей день называют вторыми родителями.

Именно поэтому хочется сказать огромное спасибо педагогам школы, всем работникам, пожелать им здоровья и терпения. А родителям, у которых есть особенные дети, хочется сказать: выбирайте для своего ребенка лучшие условия для развития, особенный, необходимый лично ему подход, найдите специальных педагогов, которые будут знать, какую именно коррекцию и реабилитацию можно предоставить ребенку. Ту, которая ему жизненно необходима, а не сложное, непонятное для него обучение, которое пройдет мимо, не изменив ничего в его жизни!

Пусть за руку с Вами ребенок движется только вперед.