Некоторое время назад на сайте Бессарабия.UA появилась статья, темой которой стал спор жителей Саратской ОТГ вокруг понятия «гендерное равенство». Тогда мы акцентировали внимание на том, что в подобных статьях необходимо расшифровывать термины, не знакомые рядовому обывателю. Но, как оказалось, значение созвучных терминов необходимо объяснять и депутатам Одесского областного совета.

Вчера, 19 августа, во время очередного заседания Одесский облсовет принял резонансное обращение депутатов к президенту Украины, Верховной Раде Украины, Кабинету министров Украины и ряду его министерств. Официально документ посвящен законодательной защите и поддержке института семьи, защите прав женщин и детей, эффективному противодействию домашнему насилию. Однако есть в нем еще один интересный пункт, который на самом деле служит основой и подоплекой появления этого документа. Это так называемое недопущение агрессивного навязывания обществу гендерной идеологии.

Обращение было поддержано 57 депутатами.

Во время обсуждения проекта его автор, депутат партии «За майбутне» Вениамин Унгурян, подчеркнул, что в обращении идет речь о защите института семьи. Но основным его посылом является недопустимость ратификации «Стамбульской конвенции» в Украине.

Рассмотрим подробнее, с чем борется представитель тех, кто, по собственным утверждениям, взял курс «на майбутне».

В указанной выше Конвенции насилие в отношении женщин рассматривается как нарушение прав человека и как форма дискриминации. Это означает, что если государство не реагирует на него соответствующим образом, то на него возлагается ответственность за такое насилие.

В чем же камень преткновения между сторонниками «Стамбульской конвенции» и ее противниками? Ответ прост – в пресловутом определении «гендерной принадлежности», которое содержится в договоре.

Если кратко, то Конвенция признает, что кроме принадлежности женщин и мужчин к своему полу существует также социально сконструированная категория гендерной принадлежности, которая определяет роли и поведение, присущие женщинам и мужчинам.

Для примера приведем известное выражение «Kinder, Küche, Kirche» или «3К» авторства немецкого канцлера Вильгельма II. В дословном переводе оно означает «дети, кухня, церковь», а по сути преследует цели указать женщине ее предназначение в мире. Такого же мнения придерживался Адольф Гитлер, считавший, что «мир немецкой женщины – это её муж, её семья, её дети и её дом». Церковь он предусмотрительно обходил, заменив Kirche на Kaiser (кайзер).

Не секрет, что у этой идеи в первоначальном звучании есть множество приверженцев во всем мире, особенно в обществах, где традиционным долгое время являлся патриархальный уклад. Исследования показывают, что как раз такие роли и модели поведения способствуют тому, что насилие в отношении женщин считается приемлемым, обыденным явлением.

По мнению исследователей, домашнее насилие в Украине имеет древнюю историю, а традиции агрессивного отношения к женщине передаются по наследству от отца к сыну. И даже в наше прогрессивное время значительная часть населения придерживается мнения, что брак даёт мужчине едва ли не полное право собственности над женщиной. Более того, общество часто оправдывает насилие мужчин над своими женами, обвиняя последних в том, что они ведут себя не так, как подобает женщинам.

Усугубляет проблему порой нежелание украинских правоохранительных органов вмешиваться во внутрисемейные конфликты, открещиваясь расхожими фразами «муж и жена – одна сатана», «милые бранятся – только тешатся» и «бьет – значит любит».

Все это приводит к тому, что мы предпочитаем не слышать криков избиваемых женщин за стенами соседних квартир, считая, что «сами разберутся». К сожалению, такие «разборки» часто заканчиваются трагически. И только тогда общество начинает искать виноватых, упрекая в бездеятельности ту же полицию и государство.

Ратифицировать «Стамбульскую конвенцию» в Украине пытаются уже не первый раз. Но эти попытки регулярно натыкаются на сопротивление христианских организаций и церквей, одним из представителей которых является Вениамин Унгурян.

При этом понятиями «гендер» и «гендерная идентичность» служители церкви трактуют как замену «привычного понятия биологического пола» и пропаганду однополых браков, что на самом деле отнюдь не является тождественными понятиями.

Примечательно, что Вениамин Унгурян считает существующие Законы Украины «О предупреждении и противодействии домашнему насилию» и «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» более прогрессивными и регулирующими вопросы борьбы с домашним насилием лучше, чем это предусматривает Конвенция. Откуда тогда в Украине берется такая ужасающая статистика преступлений против женщин, совершенных их мужьями, братьями и другими членами семьи, автор обращения не уточнил.

Но обсуждали народные избранники не только дискриминацию женщин. Против подписания обращения высказалась депутат Юлия Чухало, обратив внимание на то, что в нем не упоминаются мужчины, которые страдают от домашнего насилия. А также на то, что профильная комиссия по вопросам здравоохранения и социальной политики не поддержала этот документ.

«В обращении говорится только о защите женщин и детей, страдающих от домашнего насилия, а между тем от этого позорного явления страдают и мужчины. По данным общественных организаций, 13% обращений о насилии в семье поступило именно от мужчин», – выступила в защиту сильного пола Чухало.

На это заместитель председателя Одесского областного совета Вадим Шкаровский заявил, что мужчины, которые обращаются с заявлениями о домашнем насилии, – «не совсем мужчины». Но не уточнил, к какому полу их следует отнести.

«Я так слышал, что те 13%, которые страдают, – не совсем мужчины, они где-то между тем и другим, так, что вы не очень их защищайте», – парировал он.

Таким образом, некоторые депутаты Одесского облсовета неоднозначно дают понять, что за защитой к ним могут обращаться далеко не все граждане Украины, а только те, кто соответствует их понятиям о морали и нравственности. Хотя о какой морали может идти речь, если выводы народные избранники делают не на основании социологических исследований, а опираясь на то, что они «слышали».

Или может они хотят расширить список гендерных идентичностей, против которых сами борются, добавив туда «не совсем мужчин», «не совсем женщин» или еще какие-то ранее неизвестные категории? Интересно только, кто и как будет решать, является ли конкретный человек «мужчиной», «не совсем мужчиной» или, может быть, «слишком мужчиной»?

Гендер (англ. gender, от лат. Genus «род») — спектр характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности. В зависимости от контекста, под такими характеристиками могут подразумеваться социальные структуры (в частности, гендерные и другие социальные роли) или гендерная идентичность. Гендерная идентичность не связана с сексуальной ориентацией. (Википедия)

Гендерная идентичность — внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера, то есть как мужчиныженщины или представителя другой категории, связанное с социальными и культурными стереотипами о поведении и качествах представителей того или иного биологического пола. Гендерная идентичность необязательно совпадает с биологическим полом. Люди, чья гендерная идентичность совпадает с приписанным при рождении полом, называются цисгендерными, а те, у кого эти характеристики не совпадают — трансгендерными.(Википедия)