Несколько дней назад в редакцию интернет-издания «Бессарабия.UA» обратился директор автотранспортного предприятия (АТП) Вадим Украинец, расположенного в Рени. Предприниматель пояснил, что ситуация, в которой на рынке транспортных перевозок оказалось созданное им предприятие, вынуждает его все происходящее предать огласке.

По мнению Виталия, в транспортной «войне», которая развязалась в прошлом году в Рени, его АТП уготована участь побежденного, так как одесские перевозчики-монополисты пользуются поддержкой областных чиновников. Те, в свою очередь, насылают на него всевозможные проверки. Итог: у предприятия в конце марта Государственная служба Украины по безопасности на транспорте (Укртрансбезопасность) аннулировала лицензию на пассажирские перевозки. Теперь с «благословения» Укртрансбезопасности 15 сотрудников «Ренийского АТП-15140» могут остаться на улице, а собственник предприятия вынужден будет продать активы АТП за бесценок.

Бесконечные проверки «на прочность»

Первая внеплановая проверка, которую провела Укртрансбезопасность, прошла на предприятии осенью 2020 года. Тогда в акте указали одиннадцать пунктов, по которым были допущены нарушения. Большинство из них касаются недостатков в ведении и сохранности различной документации – старых актов техосмотра, медицинских документов водителей и т.д. Распоряжение по итогам проверки предусматривало два варианта: либо требование устранить выявленные нарушения, либо лишение лицензии на право осуществлять пассажирские перевозки.

Руководитель Ренийского автотранспортного предприятия Вадим Украинец не согласился с выводами проверки и подал иск в Одесский окружной административный суд, который еще не вынес окончательного вердикта. В Едином государственном реестре судебных решений значатся несколько постановлений, поскольку судебное разбирательство еще не закончено. Однако все равно повторная проверка состоялась 18 марта т.г.

«Подводные камни» конкурента – перевозчика

Отметим, что прошлогодняя проверка предприятия Государственной службой Украины по безопасности на транспорте была инициирована руководством управления транспортно-коммуникационной инфраструктуры Одесской облгосадминистрации, ранее расторгнувшим договора с Ренийским АТП на рейсы Рени-Измаил. Эти маршруты были переданы ООО «Транском стар», которое основано 27 декабря 2018 года и базируется в Великом Дальнике Беляевского района.  Учредителем и конечным бенефициарным собственником, согласно данным аналитического портала YouControl, является некий Андрей Кондельчук.  Он же значится соучредителем другой фирмы-перевозчика, ЧП «Диамант», зарегистрированной в вышеупомянутом Великом Дальнике. Это предприятие является одним самых крупных перевозчиков Одесской области, осуществляющий регулярные рейсы в Одессу из Арциза, Подольска, Саврани, Рени, Черноморска, Измаила, а также Великого Дальника.

Уставный капитал ООО «Транском стар» – 50 000 грн. В пользовании оно имеет пять транспортных средств с временным регистрационным талоном. Проще говоря, перевозчик в собственности не имеет ни одного автобуса. А на маршрутах у него работают водители с собственными транспортными средствами.

При этом, как нам стало известно, относительно молодое предприятие уже успело забрать себе большинство маршрутов по направлению Рени-Измаил, а также один – Рени-Одесса. Три рейса на линии Рени – Измаил ему достались от Ренийского АТП, еще два передал, как выяснилось, дружественный «Диамант». В итоге из 10 рейсов по направлению Рени-Измаил фирма «Транском стар» осуществляет семь. И это с захудалым автопарком из пяти автобусов!

Кроме того, маршрутные такси этого перевозчика не заезжают на автостанцию Измаила, а ожидают своих пассажиров напротив – на улице Покровской. Как оказалось, у перевозчика отсутствуют договора с двумя автостанциям и – в Рени и Измаиле – на заезд и посадку пассажиров якобы из-за сильно больших поборов. Билеты-то пассажиры по требованию приобрести у водителей могут, но эти проездные корешки не имеют никакой юридической силы. А в случае травмы во время транспортировки пострадавшему не видать страховки. Страховые выплаты можно получить только с фискальным чеком, который выдает кассир автостанции. Здесь в стоимость билета помимо автостанционного и пассажирского сборов входят и страховые отчисления. Обычно в пассажирском билете также указывается и страховая компания. Так что, пользуясь услугами перевозчика «Транском стар», пассажир о своей безопасности должен позаботится сам.

Международные рейсы как «бельмо на глазу»

Чтобы оставить на плаву свой бизнес и сохранить старейшее транспортное предприятие в Рени, Вадим Украинец открыл международные автобусные рейсы Джурджулешты-Измаил и Джурджулешты-Одесса. Это дало ему возможность продолжить возить пассажиров в Измаил и Одессу.  В ответ на инициативу перевозчика на тот момент исполняющий обязанности губернатора Одесской области Вячеслав Овечкин направил официальное письмо министру инфраструктуры Украины Владиславу Криклию с просьбой аннулировать разрешение, выданное Ренийское АПТ на перевозку пассажиров по международным маршрутам.

Такие действие по отношению к ренийскому перевозчику предпринимались на областном уровне. А на местном уровне осенью прошлого года разгорелось новое противостояние между двумя конкурирующими перевозчиками –­ «АТП-15140» и «Транском Стар». В сентябре 2020 года между ними произошёл жесткий конфликт на автостанции в Рени, завершившийся вызовом полиции на место инцидента. И уже в конце сентября руководство «Ренийского АТП 15040» нанесло ответный удар в транспортной войне, переманивая пассажиров у конкурента. Для этого ренийский перевозчик снизил цены на билеты и предоставив льготы студентам. Журналист нашего интернет-издания убедилась в этом, поинтересовавшись стоимостью проезда у двух перевозчиков. Так, у перевозчика «Транском стар» за проезд из Измаила в Рени пассажир должен заплатить 60 грн, а у Ренийского АТП, приобретя билет в кассе автостанции, – 51 грн.

По мнению директора Ренийского АТП Вадима Украинца, именно эти стратегические маневры навлекли на него проверки Укртрансбезопасности. Ведь его предприятие пытаются полностью убрать с рынка перевозок. Как аргумент Вадим приводит тот факт, что в марте инспекторов Укртрансбезопасности лично сопровождал заместитель начальника управления транспортно-коммуникационной инфраструктуры Одесской ОГА Александр Гайдук.

Позиция областного транспортного управления

Для объективности картины, чтобы выяснить причины столь пристального контроля за деятельностью Ренийского АТП со стороны областного транспортного управления, мы связались с его сотрудником Александром Гайдуком. Именно в его компетенции – проведение конкурсов по перевозке пассажиров на междугородних и пригородных маршрутах общего пользования в Одесской области.

По информации чиновника, ключевым нарушением стало то обстоятельство, что ренийское предприятие под видом международных перевозок осуществляет внутриобластные. Помимо этого, в результате нескольких проверок и выявления ряда нарушений (было составлено пять актов!) 27 марта, 19 октября и 11 ноября 2020 года Одесская облгосадминистрация расторгла договора на перевозку пассажиров. В итоге Ренийское АТП лишилось пяти рейсов: трех по направлению Рени-Измаил, одного – Рени-Одесса и еще одного – Плавни – Одесса.

Как мы уже упоминали выше, три рейса по направлению Рени-Измаил получило уже работающее на этой линии ООО «Транском стар». С предприятием заключили дополнительные соглашения на перевозку пассажиров. Кроме того, для автобусов «Транском стар» продлили маршрут следования до Долинского (близлежащего к Рени села) и Сафьян (практически пригород Измаила). Таким образом, эти населенные пункты стали конечными точками маршрута, куда автобусы должны заезжать и доставлять пассажиров. В свою очередь Измаил и Рени являются транзитными пунктами следования маршрутного такси.

Однако при разговоре с водителями журналист нашего интернет-издания выяснила, что автобусы не заезжают в эти населенные пункты. Более того, водители с удивлением восприняли этот вопрос. А маршрутные такси по несколько часов простаивают напротив автостанции в Измаиле, ожидая пассажиров. Аналогичная ситуация прослеживается и в Рени, где место постоянной стоянки автобусов находится недалеко от мэрии и местного автовокзала. Так не являются ли приведенные нами факты отклонением от установленного маршрута следования, то есть прямым нарушением условий договора на перевозку?

К слову, заместитель начальника управления транспортно-коммуникационной инфраструктуры Одесской ОГА Александр Гайдук назвал уровень организации перевозок пассажиров в Бессарабии «крайне ужасным». Поэтому Государственная служба Украины по безопасности на транспорте рассматривает возможность внесения изменений в структуру своих региональных подразделений. Есть вероятность того, что в Измаиле постоянно будут находиться два представителя Укртрансбезопасности, как это было ранее. Повлияет ли такое кадровое решение на объективную проверку деятельности автоперевозчиков юга Одесской области, покажет время.  А пока в Рени может закрыться старейшее, созданное ещё в 1956 году автотранспортное предприятие «АТП-15140», которое несколько десятилетий успешно работало на рынке автобусных пассажирских перевозок.

Но руководитель предприятия сдаваться не намерен. Ведь от монополизации рынка пассажирских перевозок пострадают прежде всего пассажиры и местный бюджет, который теряет крупного налогоплательщика.