Быть прихожанами храма под юрисдикцией Украинской Православной церкви (УПЦ) или Румынской Бессарабской епархии под юрисдикцией Республики Молдова решают жители села Приозерное Килийского района. Но никто и подумать не мог, что выбор обернется скандалом, а Свято-Параскевинский храм Одесской епархии станет местом раздора. Именно здесь, перед алтарем развернулась борьба между членами православной общины.

28 мая в Свято-Параскевинской церкви проходило собрание верующих. Его вела юрист Одесской епархии УПЦ Оксана Колотенко, которая зарегистрировала пофамильно всех присутствующих – всего 48 человек. Представители стороны, желающей перейти под юрисдикцию румынской митрополии, заявили, что им не сообщали о собрании.  В повестке был единственный пункт – заявление о согласии  остаться под юрисдикцией УПЦ. По законодательным документам, не менее двух третей членов религиозной организации достаточно для того, чтобы  провести голосование. В итоге 41 из присутствующих проголосовали «за», 2 «против», 5 воздержались.

Истинные же причины раскола в приходе оказались неожиданными.

Протоиерей  Михаил Стегареску, который более 19 лет служил настоятелем  в этой церкви, решил покинуть место служения из-за трудного материального положения семьи. Об этом 5 марта 2019 года он написал письмо митрополиту Одесскому и Измаильскому Агафангелу, в котором  высказал намерение выехать всей семьей к родственникам за границу. Поэтому в письме просил сохранить за ним право совершения литургии в другой епархии – Италианской Румынской православной церкви. Личное дело и отпускная грамота заштатного клирика были выданы ему 21 марта по просьбе епископа Италианской епархии Силуану.  К слову, отец Михаил обещал подготовить народ к встрече с новым священником и уверял прихожан, что ему нужно покинуть место служения.

Но вдруг планы уже заштатного  клирика поменялись. Он стал убеждать людей перейти  всем приходом в лоно Бессарабской митрополии Румынской церкви. Более того, появился «аргумент» о том, что Бессарабия является территорией Румынии.

Реакция Одесской епархии последовала немедленно: за нарушение священнической присяги, уклонение в раскол, пропаганду и активизацию сепаратистского движения отпускная грамота, выданная протоиерею Михаилу Стегареску, 13 мая  была аннулирована. Собственно, как и его право перехода в клир Италианской епархии Румынской православной церкви. И хотя доверие людей к своему бывшему настоятелю было безоговорочным, мнения их разделились. Так произошел раскол православной общины в Приозерном.

В свете произошедшего  становится понятным, почему роспись в храме выполнена, а лики святых кирилицей не подписаны. Можно предположить, что в случае перехода общины в другую юрисдикцию, возникли бы подписи на латинице. Отец Михаил не радел за Украинскую православную церковь, не раздавал епархиальные газеты и журналы.

Красноречивый факт: Стегареску говорил, что деньги на ремонт храма приходили из Румынии. Жители села выезжали с детьми на экскурсии в Румынию по его инициативе, он же помогал приозернянским выпускникам поступать в румынские вузы. Оборотной стороны медали прихожане не видели.

К сожалению, на собрании Михаила Стегареску не было, на попытку связаться с ним по телефону поддерживающая его сторона заявила, что он в отъезде. Другая сторона также подтверждает, что в селе Михаил Стегареску бывает наездами. Зато стало известно, что в начале мая бывший настоятель обрел статус миссионера Бессарабской митрополии.

(Справка. Бессарабская митрополия —  митрополичий округ в составе Румынской православной церкви на территории Республики Молдова. Официально зарегистрирована в июле 2002 года правительством Молдавии).

В селе сейчас согласия  среди верующих нет. Тем не менее службы в церкви ведутся, правит их протоиерей Максим Луца.  Примечательно, что документы на Свято-Параскевинскую церковь находились и поныне находятся  в руках Михаила Стегареску, что вынуждает Одесскую епархию либо затребовать их через суд, либо объявить украденными или утерянными и, соответственно, восстановить.

Приводим мнение  членов обеих сторон конфликтующей общины.

Протоиерей Максим Луца, новоназначенный настоятель Свято-Параскевинского храма:

«Мы как молились, так и будем молиться. Я тут священник, назначенный Агафангелом, митрополитом Одесским и Измаильским. Я и дальше буду служить. Каждую субботу и воскресенье, все праздники будем молиться. Кто хочет прийти сюда помолиться, причаститься – никому не отказываем. Даже те, кто сейчас возмущается, рано или поздно сюда придут и скажут «Господи, помоги. Господи, сохрани». Мы надеемся, что Господь умягчит их сердца. Людей, которые пришли на собрание и возмущались, я на службе не видел, только в магазине».

 Прасковья Мунтян, сейчас живет в Измаиле, долгое время жила и работала учителем в селе Приозерное.

«Я пришла просить людей, чтобы они успокоились, чтобы церковь осталась такой, какой была испокон веков, так как эта церковь самая старая в регионе. Этой церкви более 300 лет. Она была разрушена турками. А когда был взят Измаил, тут установили купол и крест. Эта церковь не прекращала свое служение во все времена. По поводу раскола… Наш отец Михаил, все его уважали и любили, когда объявил, что освобождается, люди плакали тут. И потом появилось мнение, что церковь надо перевести в Румынскую епархию. Я считаю, что этого не должно быть. Мы не должны плюнуть на нашу историю. Мы должны смотреть в глаза нашим потомкам. Когда они говорят, что идут в церковь, чтобы услышать молдавский язык, я знаю, что в церковь идешь к Богу. И священник, если не может читать на молдавском, он научится. Нужно время».

Валентина Муту, прихожанка, бывший председатель сельсовета с. Приозерное.

«Есть законы, которые дают нам самим право выбрать, под каким митрополитом быть и какой епархии подчиняться, к какой юрисдикции относиться. Есть на это причина. Растроена этим концертом. Нас не пригласили на собрание, только часть заинтересованную пригласили. Почему деньги просят, а на собрания нас не приглашают? У нас есть веская причина. Мы восстали против системы: разработали порядок и требуем принять этот порядок. Бессарабская епархия нам предлагает службы на молдавском. Мы просили, чтобы служил молдавский священник. На первой службе (после назначения) отец Максим объявил, что будет вести службу на церковнославянском, потому что ему тяжело, матушка не понимает молдавского, хотя часть службы на молдавском все-таки будет идти. Но мы не понимаем. Религиозная община – это те, кто постоянно ходят в церковь.  Половина зарегистрированных в церковь не ходят, поэтому не имеют права решать за всю общину. Мы провели во дворе возле недостроенного церковного дома  собрание 16 апреля. Нам не открыли церковь. Поменяли замок».

Протоиерей Михаил Павлишин, благочинный Килийского округа и настоятель Свято-Николаевского храма г. Килии.

«Я обратился в СБУ по поводу попытки перевода  общины в состав румынской митрополии. После этого инцидента ко мне приезжали трое людей (жители села) и просили, чтобы я засвидетельствовал, что они переходят в Бессарабскую митрополию Румынской церкви. Заявление я не принял, потому что не видел каноничных действий с их стороны, это было сделано без благословения настоятеля, который возглавляет общину. Поэтому я предложил им поступать по уставу и закону. После этого и будем рассматривать их вопросы. Вы хотите переходить, а что с имуществом, землей? Давать повод думать, что Бессарабия – часть Румынии, чтобы здесь запахло сепаратизмом? Маленький церковный раскол может породить большой межнациональный, межгосударственный кризис. Он нам нужен?»