Не первый год городской голова Андрей Абрамченко заявляет о желании завести в город туристический поток. На мой взгляд, туристы едут туда, где есть на что посмотреть. Чаще всего это  старинные здания, памятники, музеи и прочее – то, чего в современной жизни почти не осталось. В Измаиле же, вопреки поставленной задаче завлечь гостей, отсутствует трепетное отношение к исторически зданиям и элементам. К примеру, на пр. Суворова заасфальтировали часть брусчатки, вокруг Покровского сквера демонтировали оградку, со здания Центра детского творчества убрали большие часы, уничтожили, другим словом не назовешь, кинотеатр «Победа». Но знают ли измаильчане, что уже несколько лет висит угроза над еще одним историческим строением, к колоннаде которого мы так привыкли? Речь идет о «Доме с лавками» — здании первой половины XIX века, в котором размещается типография.

Дамоклов меч навис над этим сооружением, пожалуй, с того момента, как была выкуплена часть здания, где ранее располагалась редакция газеты «Собеседник Измаила». В сентябре 2017 года городской совет продал ее уроженцу Измаила, ныне российскому предпринимателю Д. Прошло более двух лет, но бизнесмен так и не облагородил свое приобретение, не остановил в нем процесс разрушения. Да что там говорить – даже вывеска  редакции по-прежнему висит на стене, вводя горожан в заблуждение. Возникает вопрос – почему? Неужели оно ему не нужно?

Поделюсь своими предположениями. Здание типографии ранее входило в перечень объектов фонда коммунального имущества, не подлежащих приватизации (продаже). Но 21 декабря прошлого года депутаты Измаильского горсовета вывели его из этого списка, «Дом с лавками» намеревались продать в 2019 году.

7 апреля здание на пр. Суворова, 40/Семинарская, 38 через площадку Prozorro было выставлено на торги. За него просили сумму 7 053  800 грн, это без НДС (с НДС – 8 464 560 грн). В документах оговариваются особые условия, которые покупатель обязан соблюсти, поскольку здание является памятником архитектуры местного значения. До 2 мая его никто не купил, сумма упала на 50% и составила 3 526 900 грн.

11 мая на заседании Измаильского горисполкома Андрей Абрамченко сообщил, что здание типографии необходимо снять с торгов из-за снижения цены. Члены исполкома проголосовали,  при этом на тот момент у них не было полномочий принимать подобные решения. Я просмотрела папку решений того заседания и обнаружила в ней странный документ. То было решение не исполкома, а городского совета, на нем не значились конкретная дата и номер. В документе говорилось об отмене декабрьского решения сессии (от 21 декабря 2018 года) о выводе здания, расположенного по адресу пр. Суворова, 40/Семинарская, 38 из списка объектов, не подлежащих приватизации. Другими словами, это решение вновь накладывало запрет на продажу.

Чуть позже, на сессии, проходившей 24 мая, этот же документ обзавелся датой и номером — № 5285-VII. Делалось это, видимо, с целью снять объект с торгов. Хотя решение это, по правде говоря, было уж чересчур запоздалое – сниженная цена (3 526 900 грн) была активна в период со 2 мая до 3 июня. Но, видимо, горсовет усиленно молился, и здание не продалось по столь низкой стоимости. Кстати, о том, что среди продаваемых ФКИ объектов есть те, за которые горсовет молится, и те, что в молитвах не нуждаются, на одной из сессий говорил сам градоначальник.

А дальше депутаты горсовета, подобно игрокам в пинг-понг, на каждой сессии загоняли здание типографии то в список, не подлежащих приватизации, то в перечень тех, что надо продать. Так, решением № 5383-VII от 25 июня объект вновь разрешают продавать, а на следующей сессии — 25 сентября — отменяют решение, принятое 25 июня. То есть вновь запрещают продавать (№5606-VII).

На сессии 25 октября народные избранники снова дают согласие на продажу — решение № 5797-VII. Видимо, в какой-то момент игра утомила участников процесса, потому решили все упростить. На той же сессии, 25 октября, решением № 5795-VII городской совет делегировал исполкому свои полномочия по снятию с торгов объектов ФКИ. Таким образом, теперь объект на торги выставляют по решению горсовета, когда же цена падает, снимают по решению исполкома. Завершающей точкой в этом деле стало решение (6033-VII) сессии, от 29 ноября, утвердившее обновленный список объектов ФКИ, не подлежащих приватизации. В этом перечне здания типографии уже нет.

За период с начала апреля до конца ноября «Дом с лавками» трижды выставлялся на аукцион и столько же раз снимался после падения цены вдвое: с 7 апреля по 2 мая, с 20 июля по 19 августа и с 31 октября по 25 ноября.

На первый взгляд, можно подумать, что Измаильский горсовет намерен подороже продать здание, в связи с чем вынужден танцевать с бубном. Я бы тоже так считала, если бы не несколько «но», заставляющих в этом усомниться.

Первое – это состояние части здания, выкупленной господином Д. Как считаете, городской голова, с такой щепетильностью относящийся к фасадам строений на туристических маршрутах, не замечает убожества в самом центре города? И заметьте, об этом нигде и никогда не говорится. Создается впечатление, что строение, приобретающее чернобыльский колорит, вовсе не волнует городское руководство.

Второе «но» — это само коммунальное предприятие «Измаильская городская типография». Да, оно выживает, сводит концы с концами, но при этом остается действующим. Чем вызвана острая необходимость выселить работников из их здания? Тем более, что это сопряжено с серьезными проблемами – станки настолько габаритные, что придется ломать стены и крышу. Поразительно то, что городской совет не оказывает поддержку своему детищу, не вкладывает в него средства для его развития. Нет, я не имею в виду «внедорожники для приключений», которыми, к примеру, балуют «Жилсервис». Речь идет о приобретении элементарного современного оборудования, на которое давно перешли другие типографии. Новые станки позволили бы расширить ассортимент услуг, снизить цены, привлечь новых клиентов и нарастить обороты.

Согласитесь, типография – объект уникальный, не в каждом городе есть такое предприятие. При хорошем подходе оно могло бы стать предметом гордости, имиджевой точкой Измаила. Прибавьте к этому ценность самого старинного здания с колоннадой. Ведь если его отреставрировать, то можно было бы и туристам показывать. Уверена, это было бы не менее интересно, чем диорама. Тем более что предприятие на сегодняшний день работает на станках, которые в других городах давно выставляются в музеях.

Однако в реальности картина другая. О проблемах самой типографии не говорят, ее здание с какой-то неистовой одержимостью стремятся продать.  Во имя чего, спрашивается?

Лично у меня складывается впечатление, что все, что сейчас происходит – это эпизоды написанного сценария. Скорее всего, господин Д. находится в выжидательной позиции. Возможно, он ждет, когда купленная им часть сама завалится, ему ведь нужна не она, а участок. Но, согласитесь, это процесс долгий, да и не самый важный, ведь сровнять с землей он сможет с помощью бульдозера. Здесь есть нечто другое.

Логично предположить, что Д. не достаточно части здания, оно ему требуется целиком. Вернее, нужна земля в центре города. Не исключено, что под очередной торгово-развлекательный центр наподобие «Дельты». Спросите, так почему же Д. не выкупил здание типографии на торгах? Не забывайте о том, что оно относится к памятникам архитектуры. Стереть с лица земли его можно будет лишь в случае лишения здания его особого статуса. Не исключено, что этот процесс уже запущен. Бесарабский медиахолдинг намерен разбираться в этой истории. Как говорится, продолжение следует.