Начало нового года – это всегда прекрасная возможность для новых инициатив, это очерчивание важных задач, установление новых высших уровней, которых необходимо достичь, а также определение приоритетов.

11 декабря 2020 года решением 94-й сессии Дунайской комиссии (ДК) представитель Украины впервые за всю историю существования организации был избран главой этого международного института. Председатель Дунайской комиссии, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Венгрии Любовь Непоп: «Мне особенно приятно принять эстафету главы ДК от министра иностранных и европейских дел Хорватии Гордана Грлич-Радмана, который в свое время был избран на эту должность как посол Хорватии в Венгрии и представитель этой страны в ДК и уделял Комиссии серьезное внимание в течение всего периода исполнения обязанностей главы».

Чтобы осознать важность этого назначения, следует понимать значимость и важность самой Дунайской комиссии. Эта Комиссия — старейшая в Европе международная платформа для сотрудничества между странами, которая и сегодня играет важную роль в международном сотрудничестве. Она основана Конвенцией о режиме судоходства на Дунае, подписание которой состоялось в Белграде (в то время – Республика Югославия, а теперь Сербия) 18 августа 1948 года. Даже Совет Европы был создан на год позже.

Целью деятельности ДК является обеспечение и развитие свободного судоходства на Дунае для торговых судов, которые ходят под флагами всех государств-участниц Белградской конвенции, а также укрепление и развитие торговых, культурных, человеческих связей между ними и в межбассейновом судоходстве.

В 2019 году услугами пассажирских круизных судов по Дунаю воспользовалось более 700 тысяч пассажиров, общий объем грузовых перевозок составил более 40 млн тонн, а в прошлом году, если бы не возникли ограничения из-за пандемии, этот показатель мог достичь свыше 90 млн тонн. Дунай относится к мировому наследию ЮНЕСКО и является частью трансъевропейского водного пути от Роттердама на Северном море до Сулины на Черном.

Если говорить о работе ДК, то именно эта институция вырабатывает и формирует основные правила плавания по Дунаю (судоходная длина, подпадающая под действие Конвенции, составляет 2411,6 км); согласовывает технические требования к судам, ведет надзор и разрабатывает требования по развитию элементов инфраструктуры судоходства (судовой ход, портовые средства, системы коммуникаций) и проч.

Приоритетным направлением деятельности Комиссии в будущем должно стать обеспечение всех необходимых условий для функционирования Дуная как самой важной части общей европейской транспортной структуры. Сегодня в рамках ДК активно обсуждаются возможности и пути модернизации организации, чтобы наделить ее дополнительными функциями и полномочиями для реализации задач, стоящих перед ней, в том числе путем активизации взаимодействия с Европейской комиссией.

Содействовать этому должен и пересмотр Белградской конвенции. Это  отдельный процесс, осуществляемый в рамках подготовительного комитета Дипломатической конференции по вопросам пересмотра Конвенции о режиме судоходства на Дунае. К сожалению, на сегодняшний день указанный процесс двигается не так быстро, как нам бы того хотелось, но Украина готова к активной работе и в этом направлении.

В декабре 2020 года Указом президента Украины был обновлен состав делегации Украины для участия в подготовительном комитете. «То есть и к этому вопросу мы подходим с новыми силами и полной энергией», – , уверена Любовь Непоп.

Отдельно надо сказать о тесном сотрудничестве с Брюсселем, в частности в рамках реализации основных направлений Стратегии Европейского союза для Дунайского региона, конкретно касающихся транспортных вопросов, включительно с дунайским судоходством. Сейчас, по инициативе вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольги Стефанишиной, Минрегион готовит проект правительственного решения по подаче заявки на главенство Украины в Стратегии в 2022 году. Это является свидетельством того, что Дунай для Украины был, есть и будет оставаться важным.

Основным приоритетом и задачей ДК в дальнейшем должна быть модернизация и создание современной речной логистической инфраструктуры (модернизация судового хода, развитие портов и систем коммуникаций), которая будет соответствовать требованиям международных транспортных коридоров и повысит конкурентоспособность дунайского судоходства на рынке прежде всего грузовых перевозок. Среди поставленных задач – и исследование экологических проблем (проекты по модернизации флота для снижения вредных выбросов и вопрос энергоэффективности эксплуатации флота).

Кроме того, задача ДК на ближайшую перспективу — развитие потенциала дунайского судоходства для его эффективной интеграции в систему международных транспортных коридоров TEN-T. Также большое значение имеет обеспечение высоких стандартов безопасности судоходства (Safety и Security), охрана окружающей среды и подготовка высококвалифицированных специалистов флота и управления.

Еще одна не менее важная задача — содействовать модернизации действующего флота и строительству новых высокоавтоматизированных судов. Задачи эти – довольно сложные и амбициозные. Поэтому выполняться они должны с помощью стратегического диалога государств-членов ДК, обмена технологиями, мнениями и передовой практикой. Именно в содействии такой работе в пользу придунайских государств и состоит функция главы ДК.

Что же касается непосредственно интересов Украины, то для нас Дунай – это часть пути к европейской интеграции, ведь реформируя сферу водного транспорта, модернизируя наш флот, внедряя современные экологические стандарты, через секторальную интеграцию Украина приближается к цели – полноправному членству в ЕС.

Деятельность ДК нацелена также на создание в Европе единой судоходной системы внутренних водных путей, что является и национальным интересом Украины. К сожалению, пандемия коронавируса вызвала много проблем, которые надо решать с активным участием Комиссии. Это и проблемы по смене экипажей судов, продлению действия судовых документов, обеспечению судов топливом, водой и продовольствием, это и организация перегрузочных работ в портах, технического обслуживания, защиты экипажей, поставки средств защиты и т.п.

Следовательно, задачи, стоящие перед Дунайской комиссией, непростые, но чрезвычайно важные. «Следующие три года мы будем иметь возможность сделать свой вклад в их решение, главенствуя в этой организации», – подчеркнула Любовь Непоп.