Недавно был обнародован законопроект № 4535 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно развития института старост». Его авторами являются Министерство регионального развития и группа народных депутатов. Хорошее начинание, ведь в реалиях сегодняшнего дня сельские и поселковые старосты в чем-то напоминают английскую королеву, которая правит, но реально ничего не решает, поскольку не наделена сколько-нибудь действенными полномочиями. В связи с этим Бессарабский медиахолдинг попытался вникнуть в суть происходящего. Конкретика повергает в ступор.

Ну, во-первых, институт старост в новейшей истории нашей страны появился в 2016 году. Здесь следует уточнить, кто же такой староста. Это новое должностное лицо, которое было включено в систему органов местной власти в соответствии с изменениями в Законе «О местном самоуправлении  в Украине».  Целью деятельности старост является создание условий для надлежащего представления интересов жителей в решении вопросов местного значения в общинах сел, поселков и городов, которые не являются административными центрами соответствующих территориальных общин. При этом в части прав и полномочий старост в отечественном законодательстве существует немало белых пятен.

К сожалению, в канун последних местных выборов украинское общество своевременно не получило ни новую редакцию закона о местном самоуправлении, ни другие законодательные и подзаконные акты относительно совершенствования института старост. В итоге, ко времени проведения избирательной кампании 2020 года, территориальные общины столкнулись с ситуацией, напоминающей ремонт локомотива во время его движения.

Сейчас в парламент вносится новый законопроект, который стоило бы обсудить как в территориальных общинах, так и в среде самих старост. В ходе такого обсуждения неплохо было бы поинтересоваться, а чем же наших граждан не устраивает действующее законодательство, удовлетворены ли они существующим уровнем процедуры участия местного сообщества в выдвижении старост, а самих старост – о том, достает ли им полномочий для эффективного осуществления возложенных функций. Эти вопросы и мы попытались задать сельским жителям украинской Бессарабии, а также действующим старостам.

Рядовые граждане в большинстве своем оказались не удовлетворены отведенной им на сегодняшний день ролью в подборе кандидатур на должности сельских и поселковых старост. Кстати, какова эта роль? А «никакова». Напомним, что старосты назначаются советами по представлению председателя территориальной общины, как правило, без учета мнения людей. Впрочем, в новом законопроекте предлагается, чтобы старост утверждал местный совет по представлению председателя, но только после обязательного публичного обсуждения всех кандидатур в старостинском округе. «А что это за округ такой?», – спросите вы.

Законопроект № 4535 предлагает определить его как часть территории общины, в пределах которой расположены один или несколько населенных пунктов, кроме административного центра этой территориальной общины, определенной сельским, поселковым, городским советом с целью предоставления соответствующих услуг жителям округа и обеспечения старостой представительства их интересов. Из содержания проекта становится понятно, что впоследствии старост могут получить и жители городов, не являющихся административными центрами территориальных общин, которые были сформированы Кабинетом министров Украины.

Ну а теперь – взгляд на новый законопроект с точки зрения самих старост. К примеру, староста с.  Приозерного (Суворовская ОТГ) Галина Топор говорит:

– Старостой я была назначена только 7 декабря прошлого года. Считаю, что сначала нужно поработать, вникнуть в суть дела, а уж потом вносить какие-либо предложения в этот законопроект. Сейчас у нас на повестке дня множество организационных вопросов: принятие устава новой ОТГ, формирование бюджета и прочее.

Елена Жечева, староста села Каракурт (Васильевская ОТГ) также соглашается со своей коллегой:

– Сегодня мы активно занимаемся проблемами реорганизации местного самоуправления в связи с административно-территориальной реформой, передачей коммунального имущества и решением накопившихся кадровых вопросов.

Виорика Лупан, староста с. Новая Покровка (Суворовская ОТГ):

– Меня волнует проблема формирования старостинских округов. К примеру, в ряде случаев в них может входить сразу несколько сел, но ведь староста будет один! В связи с этим возникнет проблема владения ситуацией в каждом отдельном селе, и старосте нужно вникать в специфику каждого из них.

Иван Лефтеров, староста с. Каменка (Сафьянская ОТГ):

Я считаю, что для организации эффективной работы старостам недостает финансовой и юридической самостоятельности и сообразно этому соответствующей ответственности. По моему глубокому убеждению, проводимая реформа осуществляется «через колено», направлена не для, а против людей. В итоге села, располагающие развитой инфраструктурой, брошены в один общий котел с отстающими в этом плане.

Наряду с этим, целью создания старостинских округов, кроме всем привычного представительства старостой интересов всех жителей, будет также обеспечение предоставления ими некоторых услуг, в частности, административных. Каких конкретно? Проект закона на эти вопросы дает весьма туманный ответ.

А вот что не может не радовать рядовых избирателей, так это прогрессивная норма, которой авторы законопроекта предлагают узаконить обязательные отчеты старост о проделанной работе не только перед советом территориальной общины, но и перед жителями своего старостинского округа.

Однако, согласитесь, все эти аспекты должны были найти отражение в украинском законодательстве не ПОСЛЕ, а ДО прошедших недавно местных выборов. Тогда по ходу не пришлось бы «изобретать велосипед».