Около двух месяцев украинцы следили за тревожными новостями в СМИ о вспышке коронавирусной инфекции COVID-19 в Китае и других странах, пока в первых числах марта опасный вирус не диагностировали у жителя Украины. Затем счёт пошёл на десятки и сотни. Распространение вируса стало настоящим вызовом для отечественной системы здравоохранения. Медучреждения по всей стране в срочном порядке начали закупать средства индивидуальной защиты и, в первую очередь, экспресс-тесты на коронавирус. Но из-за повышенного спроса заказать у фирмы – посредника нужный товар – это ещё только полдела, главное – его получить. Не миновала сия участь и Измаильскую центральную районную больницу (ЦРБ). Но обо всём по порядку.

13 марта текущего года в системе электронных закупок от лица ЦРБ были опубликованы два договора на поставку тестов на коронавирус и грипп на 45 тыс. и 35,31 тыс. грн соответственно.

Их больница заключила со столичной фирмой «Тест-тайм», занимающейся оптовой торговлей фармацевтическими товарами. Поскольку суммы были небольшие, так называемые допороговые, то выбор поставщика проходил на безальтернативной основе (по упрощённой закупке) на усмотрение заказчика с последующей публикацией заключённого сторонами договора в системе Prozorro, как это и положено по закону.

Однако в полдесятого вечера 23 марта в социальной сети «Фейсбук» на странице народного депутата Украины Анатолия Урбанского появился эмоциональный пост о недобросовестности столичного «Тест-тайм». Народный избранник рассуждает в форме череды риторических вопросов. По мнению лингвистов, такой приём у политиков в текстах выступлений весьма часто применяется для активизации восприятия аудитории, предоставлении возможности самим домыслить с тем, чтобы подсказанный довод стал собственным утверждением. Итак, приводим в оригинале текст А.И. Урбанского (орфография и пунктуация сохранены. – Прим. А.Л.):

«Вчера опубликовали информацию о проблемах наших медицинских учреждений, а сегодня расскажу о другой стороне проблемы – поставщиках столь необходимых медицинских товаров.

Смотрите – Измаильский районный совет, не взирая на абсолютную неопределенность с бюджетом, решил помочь жителям и обеспечить ЦРБ тестами на грипп и экспресс-тестами на коронавирусную инфекцию.

Центральная районная больница, выступая покупателем, 13 марта заключила соответствующие договоры № 65 и 66 об их поставке с фирмой ООО “Тест-Тайм”, а 20 марта перечислила ей средства.

Однако уже 23 число, а тесты так и не поступили. Более того, сегодня фирма вообще заявила, что у нее, якобы, этих тестов нет в наличии, и она готова вернуть деньги!

Это что же получается? Эти тесты куда-то исчезли? Или их не было изначально, но фирма все равно деньги взяла? А может всё куда проще и спекулянты решили просто продать их кому-то подороже? Нажиться на эпидемии, пользуясь высоким спросом на товар и скачками курса доллара?

Для чего же мы тогда упрощали закупки медицинских товаров для борьбы с коронавирусом, если поставщики так легко и безнаказанно прокидывают органы власти и занимаются откровенной спекуляцией?! И сразу другой вопрос – а куда в это время смотрят правоохранительные органы и почему не принимают никаких мер? Или их устраивает эта ситуация?

Моему возмущению нет предела! И я убежден, что такой бардак сейчас происходит по всей стране!

Ау, Міністерство внутрішніх справ, Служба безпеки України!

Прошу считать этот пост официальным обращением народного депутата Украины.

Учитывая актуальность этого вопроса и то, что он напрямую касается жизни и здоровья граждан, полученный ответ обязательно опубликую!

P.S. С удовольствием помогу правоохранителям – телефон ООО “ТЕСТ-ТАЙМ”: 099-140-89-51».

Номер мобильного телефона, которым А.И. Урбанский щедро делится с опытными правоохранителями и всеми визитёрами его страницы в соцсетях – это одна из строчек в регистрационных данных юрлица, которые есть в свободном доступе в интернете. Я с первого раза нашла, поэтому для сотрудников силовых структур такая задача тем более легко выполнима. Также к посту прилагались фото депутатского запроса, адресованного к министру внутренних дел Украины Арсену Авакову и главе СБУ Ивану Баканову. 

Урбанский просит руководителей силовых структур «немедленно дать поручение относительно проверки изложенных в обращении вопросов, и в случае их подтверждения – применить соответствующие меры реагирования».

В конце документа Анатолий Игоревич просит известить его о результатах рассмотрения его депутатского обращения, ссылаясь на ч.2,4 ст. 16 Закона «О статусе народного депутата Украины».

Отметим, что согласно вышеупомянутой статье закона, орган государственной власти, которому адресовано депутатское обращение, обязано на протяжении 10 дней с момента его получения рассмотреть и дать письменный ответ, который, в свою очередь, должен быть отправлен народному депутату не позднее, чем на второй день рассмотрения обращения.

Обращение было отправлено 23 марта. Таким образом, ответ А.И. Урбанскому должен был поступить не позднее 3 апреля. Однако к моменту публикации этой статьи продолжения этой истории ни на странице нардепа, ни в других открытых источниках мы так и не нашли. Поэтому пока остаётся загадкой: то ли главы правоохранительных структур отнеслись к обращению депутата спустя рукава, то ли Анатолий Игоревич закрутился с помощниками в вихре добрых дел и не успел проинформировать общественность о результатах?

Я решила не дожидаться истечения срока и утром 24 марта отправила журналистский запрос компании «Тест-тайм» в Киев, предварительно уточнив у главврача Измаильской ЦРБ Олега Садковского, нет ли подвижек в этом деле. Делала это исключительно для того, чтобы разобраться в ситуации и понять, почему так получилось. Параллельно с этим попросила партнёров из мониторингового сервиса Dozorro уточнить, насколько массовым стало такое явление – получить средства за товар и не поставить его заказчику. По словам аналитика, из-за повышенного спроса на тесты среди медучреждений Украины такие проволочки с поставкой товара не единичны, их попросту не хватает на всех. Специалист портала по нашей просьбе в телефонном режиме связалась с контактным лицом ЦРБ, занимающимся закупками для больницы через Prozorro, и объяснила, как сдвинуть ситуацию с мёртвой точки. В частности, узнав от представителя больницы о том, что «Тест-тайм» готов вернуть деньги за не поставленные тесты, аналитик Dozorro предложила вариант быстрых закупок экспресс-тестов на коронавирус через электронный каталог Prozorro Market, анализируя историю закупок других заказчиков у того или иного поставщика.

27 марта Измаильская ЦРБ сообщила о получении 150 единиц (6 упаковок) тестов на коронавирус, приобретённых за средства районного бюджета.

Уже 31 марта, на шестой день после отправки запроса, на электронную почту пришёл ответ от руководителя столичного «Тест-тайм» Виктории Ивановой.

В нём она отмечает, что заявление А. Урбанского о срыве противоэпидемических мероприятий в Измаильском районе не соответствует действительности. В рамках договора на сумму 45 тыс. грн ООО «Тест-тайм» поставило Измаильской ЦРБ Cito test для обнаружения антител к вирусу COVID-19 в количестве шести упаковок, тем самым «выполнив взятые на себя договорные обязательства в полном объеме».

«Вместе с тем Общество делает всё зависящее от него, чтобы наши партнёры получали свой заказ вовремя. Однако в связи с карантинными мероприятиями, направленными на борьбу с пандемией коронавируса в глобальном масштабе, возникли серьёзные задержки в поставке сырья в Украину. В настоящее время некоторые авиалинии временно сократили либо вообще аннулировали свои рейсы в Украину.

Учитывая вышеприведённые факты, Общество уведомило Измаильскую ЦРБ о том, что в связи с задержкой поставки товара от производителя поставка 8 упаковок тест-систем для обнаружения антигенов вирусов гриппа А и В по договору может быть выполнена не ранее 30 апреля сего года.

В связи с этим, Общество ожидает решения заказчика относительно чрезмерно уплаченных им средств в сумме 35 тыс. 315 грн в случае, если указанные сроки поставок его не устраивают», – говорится в ответном письме.

Как видим, основную часть вопросов можно прояснить путём коммуникации со всеми участниками проблемной ситуации, но никак не путём угроз. Поэтому конструктивный диалог всегда будет результативнее обвинений.

В завершении статьи хочу поделиться новым сервисом от аналитического портала You Control. Ребята объединили усилия в этот непростой период и запустили «горячую линию» для проверки поставщиков медицинских средств. Как пояснил основатель You Control Сергей Мильман, нововведение призвано защитить покупателей медсредств от мошенников, а также усилить работу наших врачей. Чтобы получить квалифицированную консультацию бесплатно, нужно позвонить по номеру 044-334-50-90 (с понедельника по пятницу с 9:00 до 18:00).