Президент Украины Владимир Зеленский 9 июня подал в Верховную Раду как неотложный законопроект о всеукраинском референдуме. Его текст обнародован на сайте парламента и сейчас находится на рассмотрении в профильном комитете — по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства. Что он предусматривает?

В законопроекте определяются четыре вида всеукраинских референдумов:

  • утверждение закона о внесении изменений в Конституцию, а именно разделов («Общие положения»), III («Выборы. Референдум»), XIII («Внесение изменений в Конституцию Украины»). Такой референдум назначается указом президента;
  • изменение территории Украины — в положении закона говорится, что такой референдум только ратифицирует международный договор соответствующего содержания. Он назначается решением Верховной Рады;
  • решение вопросов общегосударственного значения. Четкого их определения в законопроекте нет: там они характеризуются как «вопросы, решение которых влияет на судьбу всего Украинского народа и имеет общегосударственный интерес»;
  • утрата силы Закона Украины или отдельных его положений.

Инициировать общенациональный референдум можно и по народной инициативе. Для этого нужны подписи не менее трех миллионов граждан Украины, имеющих право голоса. При этом их надо собрать по меньшей мере в двух третях административно-территориальных единиц Украины и не менее чем по сто тысяч подписей в каждой из них.

Проведение референдума осуществляется на основе принципов публичности и открытости. Главный ответственный орган — Центральная избирательная комиссия. Она обеспечивает всю информацию о референдуме, а также его результаты. При этом при Центральной избирательной комиссии могут регистрироваться в качестве сторонников той или иной позиции на референдуме как политические партии, так и общественные организации.

Не могут выноситься на всеукраинский референдум следующие вопросы:

  • противоречащие положениям Конституции Украины, общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, создание угрозы национальной безопасности Украины, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды;
  • относительно законопроектов по вопросам налогов, бюджета, амнистии;
  • отнесенные Конституцией и законами к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда.

Всеукраинский референдум не может назначаться (провозглашаться) или проводиться в случае введения в Украине или в отдельных ее местностях военного или чрезвычайного положения. Решение, принятое на всеукраинском референдуме, может быть изменено исключительно путем всеукраинского референдума не ранее чем через три года со дня его принятия.

Главной новеллой законопроекта называют возможность электронного голосования. Для этого он предусматривает создание «автоматизированной информационно-аналитической системы по обеспечению электронного голосования». Но все особенности электронного голосования должны быть определены отдельным законом и ЦИК и непосредственно в законопроекте Зеленского не прописаны.

Напомним, 21 января 2020 года спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков пообещал, что в ближайшее время на рассмотрение народных депутатов внесут пакет законопроектов, которые будут касаться народовластия или референдумов.

Верховная Рада 3 сентября 2019 года направила для получения заключения в Конституционный суд президентский законопроект №1015 «О внесении изменений в статью 93 Конституции Украины (относительно законодательной инициативы народа)».

Как говорится в пояснительной записке, законопроект предлагает дополнить перечень субъектов права законодательной инициативы таким субъектом, как народ.

3 декабря Разумков сообщил, что парламент получил выводы КС, который признал соответствующими Конституции законопроекты №1015 и №1016 «О внесении изменений в статьи 85 и 101 Конституции Украины относительно уполномоченных Верховной Рады Украины» требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины.

После этого спикер поручил профильному комитету безотлагательно рассмотреть эти выводы КС.