До 7 августа, по поручению Кабмина, областные государственные администрации должны предоставить предложения о создании, ликвидации и реорганизации районных государственных администраций, их структурных подразделений, численности работников, а также расчеты по их содержанию. Об этом сообщает Бессарабский медиахолдинг со ссылкой на портал «Децентрализация».

Вчера, 4 августа, обращаясь к представителям ОГА, заместитель министра развития общин и территорий Вячеслав Негода во время онлайн-совещания по вопросам территориальной организации власти напомнил, что это необходимо сделать в связи с решением Верховной Рады о формировании субрегионов в Украине.

«Ожидаем, что осенью парламент проголосует за проект закона, который даст правительству возможность принять решение о реорганизации районных администраций. Кроме того, планируем в сентябре внести на рассмотрение парламента законопроект о местных государственных администрациях, который упорядочит и разделит функции областных и районных госадминистраций. Так что уже сейчас совместно с ОГА должны подготовить все пакетные решения, которые потребуются для выполнения вышеупомянутых законов», сказал Вячеслав Негода.

Он также отметил, что в этом году реформа территориальной организации власти будет происходить в рамках действующей Конституции, следовательно, больших изменений в статусе и полномочиях местных государственных администраций пока не будет.

 «Изменения в Конституцию, проект которых сейчас находится на финальной стадии разработки, скорее всего могут принять в феврале следующего года. Только после этого мы сможем говорить об изменении статуса местных государственных администраций. Пока же мы должны действовать в существующем правовом поле – менять структуру, упорядочивать и разграничивать некоторые функции местных государственных администраций, но не изменять основные полномочия ОГА и РГА, прописанные в Конституции», пояснил замминистра.

Итак, РГА и в дальнейшем будут выполнять делегированные полномочия районных советов, если те будут созданы в новых районах.

«Будут ли районные советы, зависит от решения ЦИК. И уже через несколько дней мы узнаем, назначит ли комиссия первые выборы районных советов в новом районном делении. Если это произойдет, то реорганизовать РГА необходимо будет до декабря текущего года. Поскольку новоизбранные в конце октября районные советы в новых районах в ноябре проведут первые сессии, а уже в декабре нужно будет утверждать районные бюджеты, решать другие вопросы. Так что к тому моменту должны быть созданы районные государственные администрации», пояснил Вячеслав Негода.

Если не будут объявлены выборы в районные советы субрегионов, тогда эти сроки, по словам замминистра, не так критичны.

«Но и затягивать с реорганизацией РГА не нужно, поскольку неопределенность демотивирует сотрудников администраций и точно не помогает создать эффективную власть на местах», ­ считает заместитель министра.

Также Вячеслав Негода озвучил представителям ОГА два предложения, которые следует учитывать при разработке проектов расходов государственного бюджета на следующий год для районных государственных администраций.

«Первое предложение – на время сохранить в отдельных райцентрах старых районов, там, где необходимо, территориальное подразделение РГА нового района. Лично моя позиция – это необходимо сделать, чтобы резкими изменениями не навредить в первую очередь гражданам, требующим особые социальные услуги, которые будут предоставлять РГА.

Второе предложение – сохранить центры предоставления административных услуг (ЦПАУ) в тех райгосадминистрациях, где в райцентрах общины пока не имеют собственных ЦПАУ, чтобы у людей не возникло проблем с получением админуслуг. Основная задача: за 2020-2021 годы обеспечить организацию таких центров в каждой из 1470 общин», – сказал Вячеслав Негода.

На сегодняшний день Минрегионразвития предлагает разделить функции РГА новых районов на четыре основных блока:

  1. Координационный, предусматривающий координацию деятельности всех территориальных подразделений центральных органов исполнительной власти (ЦОИВ), работающих на территории района. Предполагается, что роль районных государственных администраций в развитии территорий усилится, поскольку полномочия территориальных подразделений ЦОИВ со следующего года будут распространяться на территорию, совпадающую с территорией района.
  2. Обеспечение законности, которое будет обязывать РГА помогать, особенно новообразованным общинам, на стадии формирования их органов, регистрации, ресурсного обеспечения, а также предоставлять консультации, чтобы органы местного самоуправления не допускали ошибок, не нарушали сознательно или случайно законодательство при принятии решений.
  3. Выполнение делегированных полномочий районных советов, которые также пока на стадии разработки.
  4. Секретариат (аппарат), который должен обеспечивать функционирование райгосадминистрации.

Относительно структуры каждой РГА в новых районах предполагается, что она должна быть типичной, а вот численность работников – разной. Это будет зависеть от нагрузки на администрацию: от количества жителей, общин района и тому подобное.

«Совместно мы должны сделать так, чтобы район стал не декоративным и формальным объединением, а действенным уровнем организации власти на местах, который выполняет большое количество конкретных задач, возложенных на исполнительную власть, где работают высококвалифицированные и высокооплачиваемые специалисты, способные принимать решения, применять современные подходы для развития территорий, предоставлять качественные услуги бизнесу и общинам», ­– резюмировал Вячеслав Негода.

Какая участь ждет районные государственные администрации в Одесской области, Бессарабский медиахолдинг сообщит позже.