На прошедшей 17 декабря второй сессии Болградского районного совета VIII созыва депутаты рассмотрели и приняли бюджет Болградского района на 2021 год.
Озвученную цифру доходов и расходов можно смело назвать гвоздем в гроб местного районного самоуправления. Она напоминает календарный год, а не сумму, которая выделяется на функционирование органа власти.
Согласно принятому документу, доходы районного бюджета на 2021 год запланированы в сумме 1984 гривны. Такова же сумма расходов.
Что касается оборотного остатка бюджетных средств районного бюджета, то он составляет аж 39 гривен (1,97% расходов общего фонда районного бюджета, определенных этим пунктом).
И это было бы смешно, если бы не было так грустно.
Хочется отметить, что бюджет Болградского района на 2020 год был запланирован в сумме 316 миллионов 774 тысячи 536 гривен, из которых собственные поступления должны были составить 91 085 500 гривен.
Расходы на аппарат Болградского райсовета в этом году были запланированы в сумме 5 017 900 гривен, из которых 4 059 800 гривен направлялись на оплату труда с начислениями и 128 100 гривен – на оплату коммунальных услуг и энергоносителей.
Если вспомнить 2019 год, то по его итогам расходы на оплату труда с начислениями работников аппарата Болградского райсовета составили 4 241 835 гривен, а на оплату коммунальных услуг и энергоносителей было направлено 57 404 гривны.
Возникает вопрос: «На какие же средства существовать райсовету?»
Ясно, что общий размер районного бюджета не может быть таким, как это было до создания ОТГ, которым переходят все основные функции, учреждения и организации, ранее находившиеся в ведении районной власти. А вместе с функциями в ОТГ переходят и субвенции, и практически все налоги.
Но что же делать с финансированием районного совета?
Согласно Бюджетному кодексу Украины, с 1 января 2021 года доходы общего фонда районных бюджетов формируются из следующих составляющих:
1) налог на прибыль предприятий и финансовых учреждений коммунальной собственности, учредителями которых являются районные советы;
2) плата за лицензии на определенные виды хозяйственной деятельности и сертификаты, выдаваемые районными государственными администрациями;
3) поступления от арендной платы за пользование имущественным комплексом и другим имуществом, находящимся в коммунальной собственности, учредителями которых являются районные советы;
4) арендная плата за водные объекты (их части), которые предоставляются в пользование на условиях аренды районными государственными администрациями, районными советами;
5) концессионные платежи по объектам коммунальной собственности, учредителями которых являются районные советы;
6) средства, полученные от предоставления участниками процедуры закупок как обеспечение их тендерного предложения (предложения конкурсных торгов), которые не подлежат возврату этим участникам в части осуществления закупок за счет средств районных бюджетов;
7) средства, полученные от участника-победителя процедуры закупки при заключении договора о закупке в качестве обеспечения выполнения этого договора, не подлежат возврату участнику-победителю, в части осуществления закупок за счет средств районных бюджетов;
8) 80 процентов средств, полученных предприятиями, учреждениями и организациями, содержащимися за счет районных бюджетов, за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, драгоценные камни, и 50 процентов средств, полученных этими предприятиями, учреждениями и организациями за сданное в виде лома и отходов серебро;
9) административный сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и их обременений, осуществляемый районными государственными администрациями, зачисляется в районные бюджеты по месту оказания услуг;
10) административный сбор за проведение государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, осуществляемый районными государственными администрациями, зачисляется в районные бюджеты по месту оказания услуг;
11) плата за сокращение сроков предоставления услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений и государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, а также плата за предоставление других платных услуг, связанных с такой регистрацией, взымаемой районными государственными администрациями, которая зачисляется в районные бюджеты по месту оказания услуг;
12) часть чистой прибыли (дохода) коммунальных унитарных предприятий и их объединений, которая изымается в бюджет, в порядке, определенном районными советами;
13) штрафные санкции в результате невыполнения заключенных распорядителем бюджетных средств договоров с субъектами хозяйствования на приобретение товаров, работ и услуг за счет средств соответствующих местных бюджетов;
14) другие доходы, подлежащие зачислению в районные бюджеты в соответствии с законодательством.
Как видим, позиций много, но на выходе – 1984 гривны.
По словам председателя Болградского райсовета Михаила Садаклиева, о создавшемся положении он проинформировал председателя Одесской облгосадминистрации Сергея Гриневецкого.
Что касается хоть какого-то выхода из создавшегося положения, то, по словам начальника финансового управления Болградской райгосадминистрации Валерия Абаджиева, который представлял проект бюджета-2021 на сессии, пока что основным источником доходов Болградского района на следующий год станут свободные остатки, которые останутся на счетах районных советов по состоянию на 1 января будущего года. То, какие это будут суммы, пока не ясно.