Сегодня в гостях Бессарабского медиахолдинга Александр Пригарин – известный историк, этнолог, антрополог, доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и этнологии Одесского национального университета имени И. Мечникова. Учёный является автором большого количества монографий и научных статей, которые публиковались в Украине, США, Великобритании, России, Германии, Франции и других странах.

– Александр Анатольевич, предметом едва ли не главного вашего научного интереса является история и культура русских старообрядцев. Почему?

– Уже ряд лет я занимаюсь исследованием истории Буджака, и мой интерес к этой исторической области носит вполне рациональное объяснение. В ходе исследовательской работы выяснилось, что, как ни парадоксально, наименее изученной этнокультурной общностью юга Одесчины в историческом аспекте оказались русские старообрядцы. Это направление исследований мне показалось наиболее перспективным, поэтому темой я начал заниматься ещё в 1996 году. Однако, когда я начал общаться со старообрядцами региона лично, всплыл ещё один аспект, на этот раз эмоциональный.

Те, кто получил образование в советскую пору, невольно воспитывались на стереотипах, основанных на официальном восприятии такой исторической фигуры как боярыня Морозова – якобы консервативной, властной и даже жестокой представительницы старообрядчества. Живое общение с липованами в Буджаке представило совсем иную картину. Трудно было встретить этническую общность более живую, доброжелательную, умеющую хранить свои традиции, наделённую таким чувством юмора, как старообрядцы.

Уже занимаясь этой проблематикой, неожиданно для себя я узнал о личных семейных старообрядческих корнях. И это оказалось вполне объяснимо. Дело в том, что старообрядцы составляли одну шестую часть от населения русской национальности. Поэтому на протяжении шести–восьми поколений предков практически у каждого русского человека так или иначе осуществлялись контакты и более того – происходило обоюдное культурное влияние и обогащение.

Одним словом, все эти факторы сыграли решающую роль в моей исследовательской работе. Более того, за все эти годы у меня не было ни одного разочарования в процессе контактов с представителями этой этнокультурной общности. В результате удалось опубликовать результаты исследований в целом ряде книг и научных статей, в том числе и об истории и культуре старообрядцев Нижнего Подунавья.

– Какие важные события в последнее время являются предметом вашей гордости?

– В этом году увидела свет книга «Русские старообрядцы Одессы: этноконфессиональность в условиях поликультурного города». Её авторами являются одесский учёный Алла Федорова и я. Это монография, которая посвящена исследованию одной из самых самобытных общностей нашего многонационального города – русским старообрядцам.

В октябре этого года в Одессе прошла выставка «Старообрядцы Украины: история, традиции и современность». Она была проведена с благословения предстоятеля старообрядческой церкви Украины епископа Никодима. На выставке были представлены исторические и современные фотографии храмов, снимки из жизни старообрядцев, уникальные книги, старообрядческая одежда и церковные принадлежности. В этом проекте я выступил в качестве консультанта научной составляющей. Мною было обеспечено историческое, в т. ч. документальное сопровождение экспозиции.

– Вы являетесь председателем правления Одесской организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры и членом комитета сохранения национального наследия. Расскажите, пожалуйста, о своей деятельности в этих структурах.

– Как историк и этнограф я давно занимаюсь этой проблематикой. В нынешних условиях «базарной» экономики, во времена массовой застройки исторических зон нам приходится отстаивать принципы сохранения и щадящего восстановления памятников истории и архитектуры. В настоящее время мы работаем над концепцией сохранения объектов нематериальной культуры – этнических общностей с их культурой, традициями и обычаями.

– В одном из постов в вашем профиле в социальной сети ФБ вы назвали Измаил одним из любимых городов на Одесчине. Что вас с ним связывает?

– Наверное, было бы правильным назвать Измаил одним из самых моих любимых городов мира. Сюда я впервые попал в 1988 году, еще будучи студентом. Не забуду свое юношеское ощущение комфорта, уюта и даже иностранщины. Измаил предстал в моем восприятии южным и одновременно восточным городом, советским и в то же время зарубежным. Здесь присутствует атмосфера города вольного, спокойного и размеренного с потенциалом мощного интеллектуального и культурного центра. Эти впечатления я пронес сквозь годы. В общей сложности я, наверное, пробыл в Измаиле год своей жизни. Много времени провел в местном архиве, который располагает огромным массивом исторических документов и в котором можно работать годами. Значительная часть моих исследовательских проектов начиналась в вашем городе и заканчивалась здесь же.

– Каковы ваши планы в научной сфере на ближайшую перспективу?

– В настоящее время вместе с коллегами мы работаем над подготовкой учебного пособия «Антропология визуальности». Этому во многом помогает мое старое хобби фотографа-любителя, которое постепенно перешло в профессиональную плоскость. Пособие будет посвящено объектам, которые окружают нас в жизни. Естественно, оно будет сопровождаться визуализацией. Издание должно выйти уже в следующем году, и я рассчитываю, что одна из презентаций пройдёт в Измаиле.

В моих планах также создание фотоальбома, который будет посвящен Южной Бессарабии. Надеюсь, он станет продолжением изданной не так давно коллективной монографии «Буджак».

– Александр Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о своей семье.

– Я счастлив в браке уже более двадцати лет. Супруга является моим коллегой, она историк, археолог. Мы воспитали двух дочерей. Астафья – студент-медик. Серафима пока с выбором будущей профессии только определяется. Я счастлив, что жива моя мама Людмила Григорьевна. Она живет рядом, и мы часто видимся.

– А каковы ваши увлечения в свободное от профессиональной деятельности время?

– Я являюсь счастливым человеком хотя бы потому, что мои хобби совпадают с профессиональной деятельностью. Даже моя любовь к чтению поэзии во многом способствует исследованиям.

– На вашей страничке в «Фейсбуке» множество фотографий, и на большинстве из них присутствует игрушечный попугай Кеша. Что это за персонаж такой?

– Так случилось, что у меня восемь защитившихся «детей»–аспирантов, и все они девушки. Мы часто с ними шутим, что необходим «сын», без этого мужчине-ученому не воспитать настоящего последователя. Так появился Кеша, которого мне на день рождения подарила одна из аспиранток. Теперь он сопровождает меня практически во всех поездках и экспедициях. За прошедшие годы он стал любимцем моих студентов, аспирантов, коллег.

– Спасибо огромное за содержательное общение. От имени наших читателей позвольте вам пожелать успешной самореализации.

– А я в свою очередь хочу пожелать близким мне Измаилу и Буджаку, чтобы год от года они становились только лучше и при этом не теряли своей самобытности и обаяния.

На фото:

  • Во время экспедиции в Сибири.
  • Юные старообрядцы из села Муравлевки. Фото Александра Пригарина.
  • На презентации монографии «Буджак» в музее Придунавья.
  • С коллегой и попугаем Кешей.