Владислав Шіман

Мужчина больше не мог оставаться с церковью, которая, несмотря на войну, поддерживала связи с россией. Переход церкви произошел в конце февраля 2019 года. Однако угрозы и травля священника и его семьи продолжается до сих пор. О переходе, сопротивлении и судебной тяжбе со стороны УПЦ МП и влиянии церкви на верующих Одесчины Владислав Шиман рассказал Суспільному в эфире Украинского радио Одесса, сообщает Бессарабия.UA.

Переломным моментом для Владислава Шимана, по его словам, стал 2014 год, когда произошло нападение россии и началась агрессия против Украины. Священник тогда, как и сейчас, поддерживал ВСУ.

«Ко мне приходили военные, которые возвращались из АТО, и задавали вопросы. Трудно было им ответить. С одной стороны, мы воюем де-факто против России, с другой — на каждой службе в храме поминают Кирилла, который потом, как мы увидели в 2022 году, благословил войну в Украине», — вспоминает настоятель.

Автокефалия украинской церкви, предоставленная Патриархом Варфоломеем I в начале 2019 года, позволила покинуть УПЦ МП. 26 января Шиман вместе с громадой перешли в ПЦУ. На собрании присутствовало более 300 человек: четверо проголосовали против, еще четверо воздержались, рассказал святой отец.

«Скажу искренне: невозможно подготовить громаду за неделю, за месяц, за год. Постепенно всем объяснял. Церковь является структурой общества, она не может стоять в стороне. Часть громады следовала за мной как за личностью. Часть повлияла на меня, например, военные. Процесс перехода был взаимным», – рассказал священник.

Стоит отметить, что Одесская епархия УПЦ МП почти сразу через государственных регистраторов сменила Владислава Шимана как руководителя религиозной организации на другого человека и пыталась зайти в храм.

«Мы три с половиной недели охраняли храм от рейдерского захвата. Параллельно мы подали документы в Министерство юстиции. 18 апреля 2019 года Минюст выносит решение: я снова становлюсь председателем религиозной организации. Храм возвращается в собственность нашей громады», – рассказал Шиман.

Настоятеля также вызвали на допрос в полицию. По делу о недопуске представителей УПЦ МП в храм. Но главное давление оказывается судебными исками, отмечает священник.

«На сегодняшний день истцами против нас есть три человека, которые подали около восьми исков. Также Одесская епархия обратилась в Киевский окружной админсуд. На сегодняшний день есть несколько судебных производств, которые открыты», – говорит настоятель.

Главная цель – кошмарить, чтобы другие священники не повторяли его путь, убеждает Владислав Шиман. Священник вспоминает, что против него началась и продолжается кампания травли в сети, а против его дочери подали иск.

«Я молчу о том, сколько грязи вылили на меня. Хотя на тот момент я уже прослужил 22 года. Ко мне не было никаких претензий. Но потом, кем только я не был. Против моей дочери подали иск. Вроде бы за разжигание межрелигиозной розни. У них это самая любимая тема», – делится подробностями священнослужитель.

Отдельно следует отметить, что УПЦ имеет сильное влияние на верующих южной части Одесчины по нескольким причинам, считает Шиман.

«Во-первых, личность митрополита Агафангела: незаурядная и сильная. Сильный администратор, создавший мощную, очень мощную епархию. Но так получилось, что он именно так понимает свою роль. Второе – ментальность жителей Бессарабии специфическая: проникнута теми идеями, которые можно назвать идеями «русского мира». Патриотизм здесь является лишь вкраплением», – объяснил Владислав Шиман.

УПЦ МП сохраняет связь с москвой, несмотря на определенные шаги на взгляд, а их главная задача сейчас сохраниться как структура, убежден священник ПЦУ.

«Никто из церкви не поменял своего отношения. Они что угодно придумывают. Некоторые ждут. Они перестали поминать патриарха Кирилла. Они помогают армии. Все сводится к одному: остаться как структура. С какой целью? Можно фантазировать. Я, например, уверен, что они никакой связи не разорвали. Пример тому: буквально недавно один из клириков Херсонской епархии перешел в Московскую епархию, без отпускной грамоты… УПЦ остается структурным подразделением РПЦ», – говорит священник.

Чтобы проиллюстрировать пример влияния священников УПЦ МП на громады Одесской области, Владислав Шиман вспоминает выборы 2012 года в парламент.

«Помните, когда все дружно голосовали за «Партию Регионов»? Большой процент этого происходил и благодаря священникам. У нас ничего даже не обсуждалось. Нам сказали: голосуем за такую ​​партию. А что такое прихожане? Их не так много, но у них есть родственники. Это активные и очень дисциплинированные избиратели», – объяснил священнослужитель.

Владислав Шиман призвал священников, которые хотят перейти в ПЦУ, не бояться и уважать себя:

«Мы должны любить эту землю, тем более в настоящее время… Не могу понять, как священники не осознают важность своей миссии. Священник имеет огромное влияние. Если он будет правильно его реализовывать, то приход будет понимать, куда он идет и что делает… События показали, что очень многие священники, к сожалению, были коллаборантами», – уверен отец Владислав.

Православная церковь Украины должна занимать более активную позицию в Одесской области, убежден священник.

«У нас ресурс здесь очень ограничен. Даже со священниками. Если посмотреть по карте: к западу от меня, в сторону Измаила, нет ни одного священника ПЦУ. Арциз, Болград, Тарутино, Килия, Измаил. Это районные центры, а священников ПЦУ нет. Надо встречаться и разговаривать с председателями громад, разъяснять им, почему важно содействовать украинской церкви», – объясняет Шиман.

В качестве примера он привел Хмельницкую область.

«Больше всего переходов было в Хмельницкой епархии. Я спросил: «Владыка, в чем секрет?» Говорит: «Я встречался со всеми председателями ОТГ». Это оказало такое влияние… Мы должны менять страну. Мы платим очень большую цену. И церковь не может стоять в стороне», – напоследок отметил Владислав Шиман.