офіс УДП

Уголовная полиция Будапешта расследует факт незаконного завладения средствами Украинского Дунайского пароходства. Об этом недавно сообщила сама компания. Обвинения выдвинуты экс-руководителю венгерских дочерних компаний УДП «Трансхолд» (Transhold Kft) и «Трансшип» (Transship Kft) Константину Костюченко. Об этом сообщает Бессарабия.UA.

В УДП заявляют, что в прошлом году экс-директор дочерних структур незаконно выплатил сам себе компенсацию в 100 тыс. евро, утаив это от руководства УДП в Измаиле. Кроме того, накануне увольнения без согласия пароходства Костюченко отдал в пятилетний бербоут-чартер четыре судна УДП, которые предприятие не может вернуть до этого времени.

Адвокатами УДП подано заявление о преступлении в следственные органы Венгрии. Возбуждено уголовное дело, проведены допросы свидетелей. Действия Костюченко, сообщают в пароходстве, квалифицированы как мошенничество и умышленное хищение средств предприятия.

Костюченко называют человеком экс-руководителя УДП Павла Яценко, занимавшего должность и.о. главы Правления пароходства в течение 2021 года после громкого увольнения Алексея Хомякова.

В УДП рассказывают, что оба мужчины в прошлом работали в правоохранительных органах. В УДП отмечают, что дело Костюченко только один из эпизодов «деятельности» команды Павла Яценко в УДП. Установлены также другие факты коррупции при работе предыдущего руководителя. И расследование в Венгрии – это только начало. Обязательно будут и дела в Украине.

Мы обратились в УДП за комментарием, пообщаться с нами согласился юрист компаний «Трансхолд» и «Трансшип» Евгений Рожков.

— Евгений, как сообщило УДП, венгерская полиция открыла дела против Константина Костюченко, возглавлявшего дочерние компании пароходства. Могли бы вы более подробно рассказать, что это за компании?

— «Трансшип» и «Трансхолд» созданы достаточно давно. «Трансохлд» с целью оперирования домом пароходства в Будапеште. «Трансшип» для оперирования флотом пароходства на Среднем и Верхнем Дунае. Там сложная структура собственности, но конечный бенефициарный владелец обеих компаний УДП.

— Интересно, а сколько УДП зарабатывало на аренде дома в Будапеште?

— В 2013-2014 годах «Трансхолд» мог выплачивать пароходству 20-30 тысяч евро дивидендов в год. Но в последние годы компания вообще ничего не передавала УДП. Работали либо в ноль, либо в минус. Это из дома в центре города на три тысячи квадратных метров.

— Невероятно!

— Есть и субъективные, и объективные факторы. Руководители брали деньги, подозреваю как официально, так и неофициально. Выплачивали себе высокие зарплаты. У Костюченко, например, было восемь сотрудников. Сам он получал 3800 евро в месяц из каждой компании при продолжительности рабочего времени 10 часов в неделю. Хуже всего, что с 2009 года зданием вообще никто не занимался. Деньги за аренду клали в карман, а ремонтов обновления не проводили. А здание старинное, все рушится, нужна реконструкция. Последние полгода мы только и делаем, что заменяем трубы, сантехнику, электричество. В Венгрии за последний год втрое увеличились коммунальные платежи, мы ежемесячно тратим 18 тысяч евро только на газовое отопление. Но этого могло и не быть, если бы вовремя позаботились о термомодернизации.

— А вторая компания?

— «Трансшип» сдавала в аренду баржи. В прошлом году они должны были заплатить УДП дивиденды за 2022 год на сумму 70 тыс. евро, но даже этого не сделали. Но это мелочь по сравнению с той масштабной сделкой, которую команда Яценко-Костюченко пыталась осуществить в отношении и здания, и флота УДП, и в целом предприятия.

— Ваше здание стало уже просто легендарным!

— Начнём с того, что еще в 2006 году руководители УДП заключили договор о продаже здания компании Intelcom Kft. По-моему, по очень и очень заниженной цене. Но сделку не довели до конца. Обязанность продать якобы осталась, хотя процедура продажи не состоялась. В 2017 году состоялся суд, юридически закрепивший договор купли-продажи, ведь за это время изменилось местное законодательство. Как я понимаю, у предшественника Павла Яценко, Алексея Хомякова возникла идея, как спасти здание. Недвижимость была передана от агентства УДП в Венгрии в уставный капитал «Трансхолда». Это действительно давало возможность, так сказать, отсечь предварительные договоры и в перспективе вернуть здание УДП. Но после назначения Яценко позиция пароходства изменилась. Костюченко заказывает у юристов покупателя(!) консультацию. Делается вывод, что ни в коем случае нельзя было переводить недвижимость на «Трансхолд». И Яценко из Костюченко на основании этого вывода возвращают здание венгерскому агентству УДП. То есть здание снова оказывается под угрозой. В феврале 2022 года, когда уже ясно, что Яценко уволят из УДП, руководитель венгерского агентства УДП Бокотей Янош подписывает дополнительное соглашение, изменяет процедурный порядок передачи здания. Теперь покупателю для переоформления здания нужно заплатить не всю сумму, а всего 1 млн долларов. Остаток должен быть оплачен когда-нибудь потом. Я абсолютно уверен, что больше никто ничего бы УДП не заплатил. Итак, подписывается акт приема-передачи здания, и Костюченко заключает с Intelcom Kft как с «новым владельцем» сделку и начинает уже для «нового владельца» собирать арендную плату! Нанятая Костюченко охрана запускает представителей «нового владельца» в здание! Представьте, Яценко-Костюченко исподтишка передают актив УДП, а в Украине ни министерство, ни новое руководство УДП ничего об этом не знает! К нашему счастью юрист, готовивший документы на передачу здания, допустил ошибку. Мошенники потеряли время, новое руководство УДП успело остановить регистрацию. Покупатель попытается уже на основе другого поддельного договора заставить нас продать ему здание. Но мы крепко держим оборону, ничего эти мошенники не получат.

— А вторая история?

— Вторая история еще более дерзкая. Баржи. Яценко с помощью Костюченко забирает 91 баржу из панамской компании УДП и передает их «Трансшипу» за 1 евро. Хорошо, что успели переоформить всего 25 барж.

— А чем это угрожало?

— Это угрожало уничтожением УДП. Чтобы вы понимали, панамская DSS – только операционный инструмент УДП, упрощающий внешнеэкономическую деятельность. Компания полностью принадлежит УДП. Работники DSS – это сотрудники УДП, находящиеся в Измаиле. На компанию были оформлены не только суда, но и экипажи. В прошлом году у DSS накопилось 7 млн евро задолженности. Это топливо, зарплаты. Представьте, если у DSS за 1 евро забирают весь флот. При балансовой стоимости баржи в 400 тыс. евро компания получает 36 млн евро ущерба и становится банкротом. Кредиторы разрывают УДП на части, активы и остатки флота раздаются по долгам.

Но ведь баржи просто оказываются в «Трансшипе»?

— Совсем не просто. Возникает риск того, что «Трансшипу» могли начислить налог на прибыль. И якобы, чтобы его покрыть, «Трансшип» отдает кредиторам баржи. Как говорится, оцените «красоту игры».

— А УДП это могло разрешить?

— Формально «Трансшип» это венгерская частная компания, офис которой находится за границей и которая обязана только платить дивиденды УДП. Костюченко мог принять любое решение. Допускаю, что идея Яценко-Костюченко заключалась в том, чтобы вывести флот на «Трансшип», довести УДП до банкротства и отдать суда связанным фирмам. Кстати, Костюченко перед увольнением почти так и поступил. Но у него на тот момент было всего четыре баржи.

— А другие?

— Другие удалось вернуть. Некоторые из договоров о передаче флота на «Трансшип» даже не были подписаны. Они наделали юридические ошибки, даже 1 евро не оплатили. Мы этим воспользовались, чтобы открутить все вспять.

— Что касается уплаты Костюченко огромной компенсации, как это случилось?

— Это называется, не удалось ухватить все, давайте прихватим хоть что-то. С мая 2022 года мы проводили переписку с командой Яценко-Костюченко. Просили назначить собрание по «Трансшипу» и «Трансхолду». Ведь по венгерскому законодательству именно директор должен инициировать проведение собрания. Костюченко молчит. Наконец-то проводим собрание. Увольняем Костюченко за грубые нарушения. Начинаем функцию передачи документов. Впоследствии оказывается, что еще до собрания Костюченко сам себе направил сообщение об увольнении (что незаконно), после чего пошел в банк и получил за две компании исходящую компенсацию в 100 тысяч евро. Откуда спросите, деньги? Накануне он передает в бербоут-чартер четыре баржи. С условием, что контрагент сразу перечислит 100 тысяч евро. Еще 70 тысяч евро УДП было вынуждено за этого негодяя заплатить налоги. Мы обратились в полицию. Завели дело.

— А в Украине?

— В Украине завершено внутреннее расследование. Собрано большое количество улик. Начнем с того, что по результатам работы в 2021 году ЧАО «УДП» получен ущерб в размере 11,3 млн грн. Яценко не произвел отчисление в госбюджет доли прибыли, направляемой на выплату дивидендов. Несмотря на убыточную деятельность, Яценко принималось решение финансирования ремонтов объектов непроизводственной сферы вопреки утвержденному финансовому плану. Из-за необеспечения сроков проведения обязательных осмотров судов не продлевался срок действия квалификационных документов в отношении некоторых судов, была упущена возможность оперирования баржами, что привело к значительной потере фрахта. Фактически команда Яценко вывела с работы более трех-четырех баржо-буксирных караванов! В преддверии войны это стопроцентная диверсия. Специалисты насчитали за год 183 убыточных рейса из-за искусственного занижения фрахтовых ставок. Установлена необоснованная уплата брокерской комиссии на сумму 575,9 тыс. долларов при отсутствии заключенных договоров с брокерскими компаниями. Я могу очень долго перечислять результаты работы Яценко. Кстати, еще год назад наш профсоюз «Справедливость» озвучивал некоторые факты его деятельности. Например, за правление Яценко примерно на 400 тыс. евро увеличилась задолженность по бункеровке (ПСМ) судов, достигнув почти 2 млн евро. Профсоюз выяснил, что причина в завышении стоимости горючего. Аналогично переплачивали за уголь. УДП грабили как могли. Просто уничтожали. Я предполагаю, что здесь не обошлось без русского следа. РФ планировала вторжение, им было важно парализовать дунайский флот Украины. И это командой Яценко-Костюченко почти было сделано. В марте прошлого года на счетах УДП осталось 20 тысяч евро. Флот был разбросан по Дунаю, порты не принимали суда из-за задолженности. Экипажи многие месяцы были без зарплаты.

— Вы постоянно говорите команда Яценко-Костюченко, какие для этого основания?

— Яценко с 1997 по 2013 годы занимает должности в системе МВД в Донецкой области, работает начальником Куйбышевского райотдела. В 2015-2016 годах – советник мэра Одессы по безопасности. В 2017-2019 годах заместитель директора регионального филиала «Одесская железная дорога». Костюченко также из Донецка, до 2013 года занимал должности в налоговой милиции. В 2015-2017 годах — заместитель начальника управления общественной безопасности Одесского городского совета. В 2017-2019 годах — начальник отдела экономической и информационной безопасности на Одесской железной дороге. То есть, еще до УДП Яценко повсюду таскает за собой Костюченко.

— Где сейчас Костюченко и Яценко – не в Украине?

— Относительно Костюченко, уверен, что он скрывается за границей. А Яценко, насколько мы информированы, вернулся к работе на Одесской железной дороге, где он работал до прихода в УДП.

— В курсе ли ситуации руководство УЗ?

— Уверен, что руководство УЗ скоро получит полную картину. Материалов очень много. Там не просто коррупция, там государственная измена и работа на врага. Кроме того, у нас есть данные, что и сегодня, пользуясь связями в силовой сфере, персонаж пытается вмешиваться в работу УДП. Фабрикует фейковые материалы и сознательно вводит в заблуждение правоохранительные органы. То есть, он пытается оказывать давление на руководство УДП, которое перекрыло все его схемы с топливом и другим. Думаю, что скоро и коллегам персонажа в органах станет понятно, что это мошенник, который их банально использует и подставляет.