Минцифры планирует ввести в Украине «еАкциз». Внедрение такой электронной системы должно уменьшить объемы нелегального рынка этих продуктов и на 15% увеличить доходы в бюджет от уплаты акцизного налога. Об этом сообщает Бессарабія.UA со ссылкой на министра цифровой трансформации в Украине Михаила Федорова.
По словам министра, уже много лет в стране существует значительный теневой рынок алкогольных напитков и табачных изделий. Из-за отсутствия прозрачного механизма контроля над оборотом подакцизных товаров государство недополучает налоги, а люди получают поддельную и контрафактную продукцию.
«Показательный кейс. Зафиксировали продажу более 50 000 бутылок алкоголя с одинаковой акцизной маркой. Значит, что 49 999 раз люди покупали «жженую» водку или что средства по продажам не шли в бюджет. Это точно нужно менять. Поэтому создаем уникальную электронную систему обращения подакцизных товаров. В ней будут фиксироваться все операции по перевозке, хранению и продаже товаров», – объяснил Михаил Федоров.
Сейчас в Парламенте готовятся ко второму чтению законопроекты 8286 и 8287. Их принятие даст старт внедрению электронной марки акцизного налога для алкогольных и табачных изделий и созданию электронной системы обращения алкогольной и табачной продукции.
Кроме того, в законопроектах учтены требования Европейских директив относительно табачных изделий об отслеживании маршрута каждой единицы продукции от производства до первого пункта розничной торговли. Аналогичный механизм будет действовать и для алкоголя. Внедрение таких изменений делает Украину на шаг более близкой к ЕС.
Ключевым элементом станет электронная марка акцизного налога. Это специальный двухмерный цифровой код, который будет наноситься на товар. Каждый украинец сможет считать его через «Дію», чтобы понять – перед ним оригинал или контрафакт.
«Все операции по перевозке, хранению, продаже каждой единицы продукции будут фиксироваться в электронной системе. Сама электронная марка акцизного налога – это уникальный двумерный DataMatrix-код, который будет наноситься на товар. Код визуально почти не отличается от QR-кода, но содержит гораздо больше данных. К примеру, человек хочет приобрести товар. Сканирует код через «Дію» — и сразу получает информацию о товаре и производителе: фото, название, описание, объем тары, содержание спирта, а также проверяет легальность акцизной марки. В случае обнаружения фальсификата потребители смогут мгновенно известить об этом контрольные государственные органы через приложение «Дія», – объяснил Михаил Федоров.