Стоянова

События минувшей недели, связанные с намеренным приемом лекарственных средств подростками, без преувеличения потрясли всю страну. В течение трех дней медикам пришлось спасать детей, которые предположительно могли быть участниками челленджа, распространяемого пользователями социальной сети «TikTok». Помочь одной из жертв опасного увлечения врачи, к сожалению, уже не смогли. О том, как уберечь своих детей от участия в челленджах, несущих за собой трагические последствия, журналистам Бессарабия.UA рассказала педагог, практический психолог, арт-терапевт, волонтёр БФ «Крылья надежды» Лариса Стоянова.

 – Почему дети принимают участие в челленджах?

– У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться со взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужных  слов, чтобы обратиться за помощью, не находится. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка. Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую.

– Почему одни дети более подвержены влиянию челленджей, чем другие?

– Довольно часто это происходит из-за недостатка внимания, от ощущения своей ненужности, от непонимания своих чувств, из-за отсутствия поддержки. Подростки, попавшие в сложные ситуации, таким образом пытаются привлечь к себе внимание. Их желание быть заметным может превратиться в потребность участвовать в челленджах.

Люди, которые хотят продемонстрировать свое социальное сознание и ценности, чаще принимают участие в челленджах, которые связаны с культурой, образованием или экологией.

К сожалению, чаще пользуются популярностью челленджи, которые имеют скрытую опасность либо несут очевидную угрозу жизни. Если человек принимает в них участие регулярно, то он подсаживается на внимание людей. Самооценка и восприятие себя начинает полностью зависеть от количества просмотров, лайков и комментариев. Это становится зависимостью.

К тому же есть еще одна опасность – подростки в таких случаях прилагают больше усилий к формированию своего образа в социальных сетях, чем в реальной жизни.

 – Как распознать опасный челлендж?

– Он негативно влияет на другие сферы жизни ребенка и меняет поведение. Ребенок не может обсуждать его так же открыто, как другие темы. Челлендж прямо призывает к опасным действиям и привлекает к знакомству с людьми, личность которых сложно установить.

 – Как родителям реагировать на опасные увлечения детей?

– Воспитывать детей всегда непросто. Каждое поколение сталкивается со своим трудностями и заботами. Не все могут контролировать родители, не всегда могут уберечь своих детей от плохого влияния или грубых слов.

Взаимодействие с подростком начинать нужно с того, чтобы разделить с ним ситуацию, принять его выбор. Только присоединившись душой, можно влиять на своего ребенка. Важно быть физически рядом с ним. Обнять, поцеловать, показать, что мама здесь. Тут очень важен телесный контакт. Серьезный разговор, как с близким другом, с товарищем. Ни в коем случае не сюсюканье, не отрицание. Требуется, наоборот, чуть повышенное внимание. Можно поужинать вместе в кафе, прогуляться, сходить в бассейн или спортзал.  Практика показывает, если не заполнить время ребенка совместной деятельностью, не разнообразить его досуг, он, скорее всего, будет продолжать «жизнь в виртуальном мире» втайне от родителей.

Если подросток часто слышит нотации, у него вырабатывается сигнал: нужно идти к друзьям, которые его принимают. Если вы отмените чтение моралей, он начнет потихоньку смотреть в вашу сторону. Следует помнить, что доверие у своих детей мы теряем очень быстро, а для его восстановления необходимо длительное время, терпение и кропотливая работа.

Если ребенок выстроил стену, значит, вы его перестали принимать.

– Приходилось ли Вам лично работать с участниками таких челленджей и последствиями их увлечений?

– В своей практике наблюдаю проявление кризисных ситуаций, преимущественно вызванных недостатком внимания. Досадно, что зачастую родители даже не подозревают об этом. И только после диагностики и совместного анализа понимают, на что следует обратить внимание. К сожалению, не все готовы принять ситуацию, поскольку необходима «внутренняя работа» как со стороны родителей, так и со стороны детей.

Мне приходилось работать с подростками, которых посещали мысли о самоубийстве, желание убить одного из родителей либо уйти из семьи; с теми, кто умышленно причинял себе физическую боль. Были случаи, когда девочки заводили себе виртуальных друзей, с которыми они чувствовали больше свободы в выражении эмоций, в обсуждении определенных проблем или находили утешение (вплоть до сексуального). Людям со злыми намерениями хорошо знакома детская психология, и они умеют расположить к себе ребёнка, дать возможность почувствовать, что его поняли. А подростки ищут в интернете не только новое и запрещенное, но и того, кто их поддержит.

Подросток скорее услышит мнение человека, который относится к нему с уважением и интересом, чем мнение того, кто ему не доверяет. Родителю может быть страшно умерить контроль за взрослеющим ребенком, но на самом деле в подростковом возрасте человек способен скрыть все, что захочет, поэтому доверительные отношения гораздо важнее попыток оградить ребенка от риска. Если у него хорошие отношения с родителями, он справится с опасностями, а где потребуется, сам спросит совета.

Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис. Необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к неврологу, детскому психиатру либо психологу для оценки состояния и оказания своевременной помощи.  Но делать это нужно крайне тактично и осторожно, чтобы не вызвать отторжение и потерю доверия. Родителям стоит помнить, как важно быть другом своему ребенку и стараться «дышать с ним в одном ритме».

Дайте ребенку понять, что всегда есть взрослый человек из его окружения или тот, кому он может доверять и кто ему поможет.  И таким человеком можете быть и вы.