Несколько дней назад в Фэйсбуке Одесская областная организация «Комитета избирателей Украины» опубликовала интервью с народным депутатом Анатолием Урбанским, прошедшее в онлайн-режиме на платформе Zoom. Один из вопросов, на которые пытался дать ответы Анатолий Игоревич, действительно оказался крайне актуальным для жителей 143 округа, поскольку касался многомесячной задержки зарплаты работникам измаильских судоремонтных заводов «Дунайсудосервис» и «Дунайсудоремонт».

«Заработная плата на судоремонтных заводах – это о-о-очень животрепещущий вопрос для моих избирателей. Я готов ответить очень развернуто по этому вопросу», – многообещающе начал депутат. Однако с каждым последующим его словом надежда услышать важную конкретику рассеивалась, как дым.

«Во-первых, с 2015 года я не являюсь директором судоремонтного холдинга. До 2015 года я им руководил 15 с небольшим лет. За то время не было ни одной задержки заработной платы», – так нардеп сразу дистанцировался от ответственности.

«Да, пришедшие молодые ребята где-то не справились с чем-то, я не снимаю с них вины», – «очень строго» пожурил он их и тут же стал оправдывать руководителей судоремонтных предприятий. Из этого можно было заключить, что хоть вины с них он не снимает, но и особой проблемы в том, что людям с августа прошлого года не выплачивают заработанных денег, тоже не видит.  

У нардепа есть серьезное оправдание: «Самой большой проблемой было то, что эти судоремонтные заводы ориентированы больше всего на иностранных судовладельцев, которые очень переживали сначала из-за начавшегося конфликта в нашей стране, войны на востоке, потом из-за запрета всех классификационных обществ, кроме украинского. Совокупность этих факторов, конечно же, отпугнула заказчиков. И я понимаю руководство заводов. Конечно же, через какое-то время закончились деньги, чтобы платить».

А дальше пошли в ход вообще сложно объяснимые, сказочные фразы: «Но при этом, надо отдать должное, руководство не сократило ни одного человека, не уменьшило заработную плату ни одному человеку. Они пытались достойно выйти из этой проблемы».

В чем же суть достойного выхода из проблемы? В том, что людей не сократили только по той причине, что они уволились сами? Или речь идет о несокращении официально трудоустроенных работников? А остальных, кого отправили домой без содержания и всякой перспективы на получении кровно заработанных денег, можно считать оставленными на работе? Или, может, достойный выход в том, что им не уменьшили зарплату – ту, невыплаченную зарплату? Так а какая разница человеку, какую сумму денег ему не выплатили – большую или маленькую? Он ведь понимает главное – его кинули.

«Вот сейчас, слава Богу, они уже заработали, но последние восемь месяцев заводы стояли без работы. Насколько я информирован, сейчас зарплата людям, которые работают на заводе, платится вовремя уже давно. И насколько я информирован, также закрывается так называемый депонент по старой зарплате», – с довольным видом заявляет нардеп.

Так вот, уважаемый Анатолий Игоревич, скорее всего, ваша молодая команда вас все же недоинформировала. Потому что, как нас проинформировали сами работники завода, – никаких денег им никто не выплачивает. За исключением тех, кто официально трудоустроен, да и они получают лишь официальную часть зарплаты, которую им перечисляют на карту.

Да и говоря вашими же словами, с чего платить-то? Та самая большая баржа в стране, которую создают на вашем заводе, вряд ли покроет долги. Тем более, как нам стало известно из собственных источников, к ее строительству привлечены в основном судостроители из Николаева. Трудно сказать, с чем это связано, то ли с недостаточным опытом в судостроении ваших работников, то ли с тем, что самих работников на ваших заводах уже почти не осталось. Разбежались люди кто куда. Понимаете, устали они жить надеждами и терпеть наплевательское отношение к себе со стороны вашей молодой команды руководителей.

Понятное дело, что вам нужны рабочие руки, и потому вы пытаетесь вернуть ушедших, обещая, что если они вернутся, то задолженность им погасят. Но люди уже не верят. Об этом они сами пишут в комментариях на Фэйсбуке: «Офицалку да, платил вовремя. А вот за то, что мужики работали без отпусков, без выходных, без больничных… А техника безопасности, невыдача робы и многое другое. Надул работяг на очень большую сумму. Рабы – это мягко сказано».

Такая вот картина маслом: Анатолий Урбанский, заверяет, что не имеет отношения к заводам, но при этом совершенно уверенно призывает бывших работников вернуться назад, обещая погашение депонента. Дальше – больше. Человек, не имеющий никакого отношения к заводам, заключает: «Тем, кто не возвращается, но хочет получить деньги, я со стопроцентной уверенностью могу сказать, что это закончится в этом году. В этом году ни одного долга у завода перед людьми не будет!».

Все понятно? Зарплату, начиная с августа прошлого года, людям, которые уже ушли с предприятий, обещают выплатить лишь к концу этого года, то есть более года спустя…

Напоследок, отвечая на вопрос о задолженности на заводах, народный депутат Анатолий Урбанский еще раз попытался произвести впечатление на зрителей, повторяя словно мантру: «Я устал объяснять, что не занимаюсь заводами с 2015 года. А то, что у меня приемная в одной из контор завода – ну, это само собой разумеющееся (непонятно, что тут разумеющееся – авт.). Я уверен, что в конце года будет погашена задолженность, зарплата сейчас уже давно платится вовремя и достаточно серьезная зарплата. Поэтому, пожалуйста, милости прошу, приходите на завод, устраивайтесь, и вам тогда быстрее погасят», – пригласил бывших работников на «чужие» предприятия народный избранник.  

Не знаю, как кому, а мне такой ответ напомнил пускание дыма в глаза. Почему? Да потому, что, во-первых, судя по открытым электронным источникам, судоремонтные заводы “Дунайсудоремонт” и “Дунайсудосервис”, расположенные на двух судоверфях в Измаиле – по ул. Судоремонтников, 1, и по ул. Нахимова, 232, – относятся именно к группе семьи Урбанских. Во-вторых, исходя из слов самих работников заводов, Анатолий Игоревич нередко появляется на заводах, он же в случае необходимости проводит собрания коллектива. Как это было,  с их слов, например, в декабре прошлого года, когда он четко дал понять людям: кто уволится, тот своих денег уже не увидит.

А сейчас, как мы понимаем, владелец предприятий смягчился, можно сказать, смиловался и даже пообещал, что до конца года деньги уволившимся выплатят. Здорово, правда?.. И ждать-то всего ничего – каких-то восемь месяцев… Главное, еще бы за это время суметь как-то выжить.