Интересные и, к слову, отрезвляющие тезисы о нынешнем состоянии и перспективах туризма в Придунавье прозвучали из уст специалистов-практиков в ходе трансграничного семинара, проходившего на этой неделе в Измаиле в рамках программы «Бассейн Черного моря 2014-2020».

Наиболее яркими были выступления одесситов, сумевших добиться в туристическом бизнесе серьезных результатов. Как сами они признались, на пройденном пути было немало ошибок и промахов. Но полученные уроки усвоены, и теперь они делятся своим опытом с теми, кто готов их слушать и воспринимать.

Измаилу есть чему поучиться у одесситов: несмотря на смелые заявления нашего руководства о том, что в город повалили толпы туристов, на самом деле это пока лишь иллюзия. Туристы (в изначальном понимании этого слова) к нам не едут. Причина банальная: нам нечего предложить гостям. Если говорить об иностранных туристах, то чем их можно в принципе удивить? Фонарями и плиткой, отремонтированной дорогой на проспектах? Конечно, нет. У них это норма, обязательное условие комфорта, кстати, для них это рутинная работа местных властей, которым жители не бьют поклоны за каждую установленную детскую площадку или скамейку.

Ради чего в Измаил ехать тем же одесситам? Как отметил Александр Бабич, директор туристического агентства «Тудою-Сюдой», сегодня своим клиентам предложить наш регион (речь даже не об одном Измаиле) он не может. У нас нет объединенных усилий представителей туристической отрасли (да и самой отрасли, пожалуй, в реальности-то нет, хоть и в названиях местных отделов культуры слово «туризм» значится), которые заставили бы человека отправиться за несколько сотен километров и остаться здесь на несколько дней.

– Я говорю людям: вот есть такой город Измаил с очень интересной историей, там была крепость, которую штурмовал Суворов, – поясняет эксперт. – Они спрашивают: сама крепость осталась? Нет, говорю, но есть диорама. Они в ответ: диорама? Ехать в диораму за 250 км? Та нет. Не надо.

Кстати, музеи – тоже не вариант для привлечения туристов. Сегодня, по наблюдениям экспертов, в музеи люди идут неохотно. Линейные экскурсии, длящиеся по полтора-два часа, – это уже прошлый век. Туристу нужны эмоции, а не огромный объем озвученной информации, которая зачастую воспринимается с трудом. Поэтому сегодня музеи для того, чтобы выжить, переходят на новые виды работы.

Сам Александр начинал свою экскурсионную деятельность десять лет назад и опыт свой нарабатывал, выражаясь его словами, танцуя на граблях. Сегодня же он руководит одним из самых крупных и престижных туристических агентств в области, и порядка 70 процентов дохода ему приносят экскурсии с анимацией. Так что к его оценке ситуации надо бы прислушаться нашим руководителям, а не заниматься бесполезным шапкозакидательством.

Кстати, стоит отметить, что в Измаиле в последнее время появилось несколько отелей достаточно высокого уровня. Но в то же время – вы знаете, какие там цены? Для обычного украинца со средним доходом, приехавшего в наш город и вынужденного остаться здесь, найти место ночлега – действительно проблема. Выложить около тысячи гривен за то, чтобы просто переспать, пусть даже в роскошных апартаментах, не каждый сможет. В нашем городе нет гостиницы с доступными ценами, нет хостела.

Александр Бабич уверен, что для привлечения туристов нужна интересная история места, яркая личность, проживавшая там, ну или легенда. А если нет такой легенды, то ее надо придумать самим. А уже под готовую идею разрабатывать маршруты, изготавливать сувенирную продукцию. Специалист уверен, что в каждом городе есть увлеченные люди, изучающие местную историю. Не музейщики, не профессиональные историки и уж тем более не работники отдела культуры (об их знании и любви к местной истории в Измаиле тоже ходят «легенды»), а именно краеведы. Вот именно их лучше всего привлекать к такой работе: они и маршрут разработают, и легенду придумают, и еще проведут туристов по придуманным тропам, и их «завзятость» окажется на руку всем.

Не надо бояться и нетривиальных мероприятий. Александр Бабич в очередной раз доказал это, когда сам, облачившись в костюм городового и взяв с собой еще пару человек (тоже в костюмах), вымыл щеткой несколько знаменитых одесских памятников, в том числе Екатерины. Тем самым стал главным ньюсмейкером дня. О его поступке сообщили национальные СМИ. И заметьте, эта реклама не стоила ему ничего. За исключением 120 грн, которые он потратил на приобретение щетки. 

Чем бы ты ни занимался, твоей конечной целью должен быть не заработок, а миссия, считает Александр. И это главный его секрет. Будет сверхцель – будут и доходы. К примеру, задача Александра – влюблять людей в Одессу.  

Другая докладчица – директор Ассоциации «Туризм Одессы» Оксана Кузнецова – в своем выступлении сделала акцент на организации фестивалей как элементе продвижения культуры. Заниматься проведением фестивалей специалист начала в 2014 году – после трагических событий в мае, когда в Одессе не осталось ни одного туриста. В ее работе поначалу были также ошибки, но сегодня она готова давать «работающие» советы своим коллегам.

При организации фестиваля нужно прежде всего решить, для кого он проводится. Если для туристов, то необходим такой элемент, ради которого они приедут. Это должна быть яркая особенность, которой больше нигде нет. И в любом массовом мероприятии главенствовать должна эмоция. Пусть это будет легкий стресс, восторг, изумление. Иначе человеку увиденное не запомнится, и у него не возникнет желания приехать на этот фестиваль в следующем году.

Если говорить о тех предложениях, которые сегодня не только готовы, но уже вовсю предлагаются в нашем регионе, так это гастрономические локации. На семинаре свою продукцию презентовали руководитель семейной винодельни «Колонист» Алла Плачкова и владелец производства национальной мясной продукции «Балканские ясти» Сергей Русев. Эти люди после увлекательного разссказа о своей деятельности признались, что они обожают дело, которым занимаются. Они жаждут знакомить гостей с национальным колоритом, угощать их блюдами, приготовленными с любовью. Ну так это же и есть та сверхцель, о которой говорилось выше. И успех их предприятий еще раз подтверждает ту истину, что все, что делается, должно быть с любовью, долино нести в себе некую высшую идею. В нашем случае – влюблять людей в Бессарабию. И чем больше будет в нашем крае таких удивительных увлеченных людей, тем больше о нем будут знать. Другого варианта нет.