Уже много лет измаильчане, желающие уехать по каким-либо делам в Одессу, пользуются услугами компании, которую все по привычке называют «Автотранс». За это время пассажиры не раз высказывали в адрес автоперевозчика обвинения в некачественном обслуживании. Грубость со стороны водителей и диспетчеров, утерянный багаж, неудобные старые автобусы – все эти проблемы неоднократно обсуждались на страницах СМИ и в социальных сетях.

К чести перевозчика стоит отметить, что в последнее время количество подобных жалоб значительно сократилось. Более того, пассажиры стали замечать, что водители всеми силами стараются сделать их поездку комфортнее: охотно идут навстречу при просьбе пересадить на более удобное место; аккуратно размещают багаж в специальном отделении или, если это не стесняет других пассажиров, помогают пронести его в салон; дополнительно останавливаются в местах, где это не запрещено правилами дорожного движения. Вместо постов о потерянных чемоданах в социальных сетях начали появляться публикации с благодарностью за то, что водитель не взял денег за передачу лекарств или бесплатно довез до пункта назначения человека, у которого не хватало денег на проезд. Вместе с хамством исчезли с маршрута часть старых полуживых автобусов. В половине случаев пассажиры теперь ездят на гораздо более комфортабельных авто с чистыми салонами, кондиционерами и затемненными окнами.

Как раз на последнем факте и хотелось бы остановиться подробнее. Дело в том, что рейсы из Измаила в Одессу и в обратном направлении осуществляют два перевозчика – «Диамант» и «Автотранс-Украина». Автобусы первого выезжают из Измаила с утра и возвращаются из Одессы после обеда. Транспортные средства второго до обеда везут пассажиров из Одессы в Измаил, а затем едут обратно, увозя с собой желающих попасть в областной центр. И как раз те измаильчане, которые предпочитают вечерние поездки, то есть пользуются услугами «Автотранса», отмечают, что автобусы стали новее, а дорога у них теперь занимает гораздо меньше времени.

Замена старых авто на соответствующие стандартам междугородних перевозок машины была условием для продления сотрудничества, выставленном автоперевозчиком «Диамант» своему партнеру «Автотрансу» около двух лет назад. При этом свой автопарк монополист на измаильском рынке перевозок менять не поспешил. Поэтому у людей, вынужденных ездить в область из Измаила с утра, информация о работе на рейсе новых просторных маршруток вызывает недоумение, смешанное с разочарованием.

Однако стоит указать, что новые автобусы принадлежат не «Автотрансу», а частным лицам, которые по договору с компанией оказывают услуги по перевозке пассажиров. Желая продолжить работу на маршруте, собственникам потрепанных автобусов пришлось в экстренном порядке покупать новые транспортные средства, которые сегодня осуществляют перевозку на маршруте «Одесса-Измаил». У кого-то это один автобус, и его хозяин сам работает водителем, у кого-то несколько, и тогда владельцу приходится нанимать сотрудников.

Понятно, что в такой ситуации собственники маршруток борются за каждого пассажира. Ведь именно от количества людей в салоне зависит, сколько сегодня заработают они и их водители.

Жители Измаила уже привыкли, что автобусы в направлении Одессы отправляются регулярно с периодичностью в 45 минут. В сочетании с возможностью совершить посадку в автобус не только на автостанции, но и, что очень удобно, практически в любом месте на двух проспектах города, это оказалось фактором, способствовавшим притоку клиентов компании.

Однако при этом возникла проблема, связанная с различной загрузкой маршрутов, отправляющихся в разное время. Некоторые автобусы оказались переполнены, в то же время в других еле набиралась половина салона. Соответственно одни владельцы автобусов получали хорошую прибыль, другим же заработка еле хватало на то, чтобы поддерживать авто в надлежащем техническом состоянии.

Чтобы поставить водителей в равные условия, было принято решение организовать работу по скользящему графику. Тогда на долю каждого из них в равной степени приходились бы и «хлебные», и «не очень» маршруты. Особенно актуальным этот способ решения проблемы стал во время коронакризиса, когда количество пассажиров упало до минимума. Но дальше в нашей статье речь пойдет не о взаимовыручке и взаимной поддержке в коллективе водителей, совместно переживающих трудные времена. А о новой схеме заработка, правда, отнюдь не для тех, кто вложил свои деньги в покупку дорогостоящих транспортных средств.

Пассажиры, которые часто ездят в Одессу после обеда, с началом введения карантинных ограничений заметили, что автобусы в областной центр начали отправляться в несколько хаотичном порядке. К примеру, из четырех последних автобусов вечером выезжают только два. Но при этом могут быть два рейса подряд, или, наоборот, только рейс на 16:15 и «замыкающий» на 18:30. На первый взгляд, ничего особенного в этом нет – рейсы комплектуются по мере загрузки. По крайней мере, так эта ситуация преподносится пассажирам, которые звонят в офис компании, чтобы забронировать билеты.

Но на деле те же пассажиры обнаружили некоторое несоответствие. Напомним, что точкой отправки маршрута «Измаил-Одесса» считается остановка общественного транспорта, расположенная на пересечении проспекта Суворова и улицы Семинарской. Сюда же «подбегают» те, кто не успевает забронировать билет или просто приходит «на авось», надеясь, что хоть какой-то автобус да заберет. На эту же остановку приходят и жители близлежащих сел (Каменка, Суворово, Кирнички, Холмское, Спасское), которым удобно добираться домой этими рейсами.

Измаильчанину М. в марте-апреле этого года пришлось ездить в Одессу по делам более десяти раз.  Поскольку посещать областной центр ему было необходимо с самого утра, мужчина предпочитал выезжать одним из вечерних рейсов и ночевать у родственников.  В один из последних дней марта М. по привычке позвонил в офис «Автотранса» с просьбой забронировать билет на семнадцать часов. Однако в ответ он услышал, что этого рейса сегодня не будет. Уехать он может только в 17:45.

Не имея другого выбора, пассажир забронировал билет. Но, поскольку у него было свободное время, М. пришел на остановку на Семинарской ближе к пяти часам. Каково же было его удивление, когда на остановке он увидел автобус «Автотранса». Правда, возле него было всего несколько пассажиров, отсутствие дорожных сумок у которых указывало на то, что ехать им недалеко. Водитель, к которому М. подошел с вопросом «почему мне сказали, что автобуса на это время не будет», ответил, что рейс никто не отменял. Но пассажиров до Одессы офис ему не дал, сославшись на отсутствие желающих ехать. Поэтому он сейчас забирает «сельских», а потом до Одессы едет порожняком. Напомним, что именно на этот рейс М. хотел заказать билет.

Как выяснилось позже, с подобными ситуациями сталкивались и другие пассажиры, которым надо было ехать в Одессу, Маяки и Татарбунары. Причем бронировать билет они пытались в разные дни и на разное время. Но ответ всегда был один: рейс отменили, вы можете уехать раньше или позже.

Проведя небольшое расследование, журналистам Бессарабия.UA удалось выяснить, что «отмененные» рейсы принадлежат нескольким конкретным водителям.  А причина отмены очень проста: указанные сотрудники просто не согласились «делиться» прибылью с диспетчером.

В результате описанных действий работников офиса на сегодняшний день мы можем наблюдать следующую картину. Тем, кто бронирует билеты, приходится подстраиваться под придуманный диспетчером «график», считая, что отмена конкретных рейсов связана с отсутствием пассажиров. В итоге они вынуждены менять свои планы уезжать следующим за «отмененным» рейсом автобусом или, наоборот, сломя голову мчаться на предыдущий. При этом часть автобусов выезжает из Измаила, в лучшем случае, с одним-двумя случайными пассажирами до Одессы, и, если повезет, с несколькими людьми, которым нужно доехать до близлежащих сел.

Кроме того, диспетчеры часто записывают пассажиров не только на другое время, но и на другой день. И придя на остановку, люди не обнаруживают свою фамилию в списках. Или, наоборот, водитель, не дождавшись пассажира, начинает ему звонить и узнает, что тот уехал в Одессу еще вчера. Или будет ехать только через два дня. Правда тут, скорее, имеет место банальная халатность, но пассажирам и водителям от этого не легче.

В задаче спрашивается, а что будет дальше, если самоуправство диспетчеров никто не пресечет? Не думаем, что ответ на этот вопрос порадует пассажиров. Потому как водители, которые не смогут даже вернуть себе свои затраты на топливо, вряд ли будут продолжать работу на маршруте. Это значит, что рейсов действительно станет меньше, а загруженность маршруток увеличится. Что будут делать пассажиры, вынужденные ездить в заполненных автобусах в условиях непрекращающейся пандемии? Да еще и по не очень удобному графику? Искать альтернативный вид транспорта. Кстати, такой же выход из ситуации видят и «короткие» (добирающиеся до сел или развилок на трассе – Авт.) пассажиры, которые часто по несколько часов ждут возможности уехать одесским рейсом.

Не лучше ли в этой ситуации все-таки честно «делить» пассажиров, помогая выжить всем? Чем остаться потом, после окончания пандемии, у разбитого корыта? Но это вопрос уже скорее риторический.