На страницах изданий Бессарабского медиахолдинга публиковалась серия статей о том, как проходит процесс формирования объединенных территориальных громад (ОТГ) в Южной Бессарабии – в Арцизском, Измаильском, Килийском, Саратском, Татарбунарском и других районах. Из-за промедления с реализацией реформы децентрализации в прошлые годы громадам приходится форсировать события в последние месяцы 2019 года.

Общаясь с представителями местной власти и экспертами, журналисты Бессарабского медиахолднига сделали вывод, что существуют как объективные, так и субъективные причины промедления формирования ОТГ.

Среди объективных – наличие самодостаточных населенных пунктов, большие расстояния между ними, а также мононациональный состав большинства сел. Эти факторы не способствуют объединению.

Субъективные причины кроются в боязни руководителей органов власти местного самоуправления и даже народных депутатов-мажоритарщиков утратить влияние на своих избирателей, возможность распределять бюджетные средства, распоряжаться землями.

Некоторые села не хотят отдавать будущим административным центрам объединенных общин доходы от курортных объектов на побережье или от использования земель сельскохозяйственного назначения. Большие общины (преимущественно райцентры), напротив, стремятся сконцентрировать у себя доходы от привлекательных направлений, поэтому придерживаются позиции объединить вокруг себя все населенные пункты в пределах существующих районов.

Каким образом Верховная Рада, а также Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины собираются в короткое время избавляться от такого клубка противоречий? Какой принцип (принудительный, управляемый, добровольный?) на данный момент является наиболее целесообразным для скорейшей и эффективной реализации того этапа административной реформы, который касается создания ОТГ, – в частности, на территории Одесской области?

Эти и другие вопросы журналист Бессарабского медиахолдинга задала народному депутату Украины Виталию Безгину, который входит в парламентский Комитет по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления и регионального развития. По причине плотного графика парламентария мы побеседовали с Виталием Юрьевичем по дороге из аэропорта, куда он прилетел из Брюсселя, где в составе украинской делегации обсуждал с европейскими партнерами процесс децентрализации в Украине.

– Реформа тормозилась пять лет. Наши европейские партнеры оценивают ее как успешную, но, очевидно, что она могла бы быть реализована ранее. Проблемы, которые вы озвучили, понятны. Общеизвестно, что местные «феодалы» влияют на процесс формирования общин, чтобы усилить свои ресурсы, которые используют на всех уровнях. Мы сталкиваемся со случаями, когда сельские общины готовы к объединению, а чиновники саботируют процесс, блокируют подачу документов в Центральную избирательную комиссию. Эта практика используется на территории всей Украины.

Совместно с правительством мы уже осуществили первые шаги. Кабмин зарегистрировал законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О добровольном объединении территориальных громад». Согласно этому проекту, районные и облгосадминистрации будут отстранены от процесса. Коммуникация между громадами и Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины установится напрямую. Райгосадминистрации будут ликвидированы. Есть ли стимул у людей, которые вскоре потеряют работу, работать над реформой? Конечно же, нет! Вот и ответ на вопрос, почему чиновники на местах тормозят реализацию реформы.

Кроме этого, мы совместно с Офисом президента и с профильным министерством готовим изменения в Конституцию, которые будут предусматривать создание института префектов. Затем в Верховной Раде будет проголосован пакет законопроектов о местных выборах, о службе в органах местного самоуправления, о префектах – все это позволит изменить административное устройство страны, закрепить его. Лишь тогда в Украине в корне изменится система самоуправления.

Институт префектов позволит координировать деятельность округов на областном и окружном уровнях, а также осуществлять контроль законности нормативных актов органов местного самоуправления. Сейчас этот контроль отсутствует. Префекты будут работать в режиме ротации, сформируется кадровый резерв для замены неэффективных префектов.

Насколько мы сможем устранить влияние местных князьков? Конечно, это сейчас проблематично. Даже в тех областях, где перспективные планы утверждены, чиновники все равно действуют с учетом своих интересов. У нас есть некоторый промежуток времени, чтобы улучшить эту ситуацию. Считаю, что и мы, народные депутаты, и представители профильного министерства должны больше коммуницировать с людьми, представителями общин, объяснять преимущества объединенных громад.

– Будет ли предусмотрена возможность выхода громады из ОТГ?

– Верховная Рада примет закон об административном устройстве Украины, где будет предусмотрена возможность выхода из общины и присоединения к другой. По моему мнению, оценить самодостаточность громад раньше, чем через два-три года будет невозможно. Многое зависит не только от ресурсов, но и от местных властей, от того, насколько они готовы развивать и стимулировать громаду. Все общины разные. Есть общины, которые состоят только из сел, им объективно нужны другие территориальные коэффициенты, есть громады, обладающие большими ресурсами. Есть ОТГ, которые образовывались вокруг скопления автозаправок, акцизы от продажи топлива сейчас формируют до 50% их финансирования. Если ситуация с акцизами на топливо изменится, этим громадам будет очень сложно.

На некоторые финансово затратные сферы – здравоохранение, образование – все равно будут выделяться государственные субвенции, так как в Украине очень много дотационных районов. Выйти на 100-процентное самофинансирование общин невозможно, – так во всем мире. 

– Как избежать сопротивления объединению территориальных громад?

– В законе зафиксирован механизм добровольного объединения. Этот процесс может длиться примерно до февраля 2020 года. После этого принудительный принцип должен взять верх. Придется прибегнуть к административным мерам. Это будет касаться тех, кто категорически против объединения. Такая практика применялась в других государствах. Мы уверены, что учтем ошибки прошлой власти и доведем процесс объединения общин до конца. По прогнозам, к весне 2020 года мы завершим реформу.

– После завершения реализации административной реформы будут местные выборы?

– После завершения процесса формирования ОТГ наступит процедурный период. Если в конце февраля мы проголосуем изменения в Конституцию, то появится возможность провести местные выборы в мае 2020 года. Но тогда у нас возникает уже другой вопрос, который нужно согласовывать с Минфином. Все новые общины придется включить в межбюджетные отношения. Есть много вещей, над которыми еще надо поработать. Будем надеяться, что выборы в органы местного самоуправления состоятся в мае. Но если до этого времени не успеем, то дальше форсировать события нет смысла, потому что все равно очередные выборы намечены на октябрь. У нас в приоритете административная реформа и лишь потом выборы.

– Какие изменения ждут нас в системе выборов? Депутатов в местные органы власти мы будем избирать по мажоритарной или пропорциональной системе?

– Избирательный процесс несовершенен. Избирателям до конца не понятна процедура. Существующая система дает возможность процветанию «феодализма» в регионах. Если говорить о выборах в Верховную Раду, мы являемся сторонниками избирательной системы по открытым спискам. Что касается местных выборов, считаем, что каждая территория, какой бы она ни была по численности населения, должна иметь своего представителя, например, в областном совете. Без этого будет сложно представлять интересы общества и защищать интересы своей территории. Для территорий, где проживает менее 90 тысяч населения, мы видим только мажоритарную систему. Большие территории – вопрос дискуссии.

 Логично, что депутату облсовета будет проще доносить свою позицию будучи мажоритарщиком. Это не национальный уровень, где мажоритарка превращается в засевание гречкой. Такая система на местном уровне более понятна и будет способствовать развитию самой территории. Сейчас мы работаем над избирательным законом, привлекаем экспертов. Думаю, новый закон о выборах минимизирует как признаки феодализма, так и возможность скупки голосов.

Журналисты Бессарабского медиахолдинга поблагодарили Виталия Безгина за беседу. В свою очередь, народный депутат предложил свою помощь в виде консультаций. Мы и далее будем освещать процесс формирования объединенных территориальных громад в Бессарабии, ход подготовки к местным выборам, а в случае необходимости будем консультироваться с Виталием Безгиным.