В Аккерманской крепости появилась угроза новых разрушений. На этот раз испытание временем не выдержала воротная башня № 22, соединяющая прибрежный Торговый двор с Гражданским.

Об этом на своей странице в социальной сети Фейсбук сообщил известный историк, заведующий кафедрой Южноукраинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского Андрей Красножон.

По информации ученого, в последние месяцы заметно расширилась дыра в верхней части кладки стены, которая формирует створ для опускной решетки этого древнего сооружения. Расширилась, вероятно, за счет проседания стены и вывала камней по контуру. Не выдержав давления, лопнула 560-летняя деревянная подпорная балка, на которой эта кладка держится (теперь уже на честном слове).

«Чем эта башня уникальна? Прежде всего, частично сохранившейся (пока еще) системой подъема решетки (советские реставраторы даже установили здесь ее стальной муляж). Башню № 22 построили в 1450-х гг., она одна из самых старых в крепости, в силу расположения, не была разрушена в ходе штурма султана Баязида 1484 г. Она создана во времена наивысшего расцвета средневекового Белгорода на Днестре и максимального расширения крепости.

В архитектурном отношении башня служит эталоном для исследования и датирования других сооружений крепости. Упомянута в турецких источниках 1570-х гг. в связи с согласованием доступа граждан к старейшей в Аккермане турецкой бане у ее стен в Торговом дворе в период Рамадана. Именно эта баня описана знаменитым Эвлия Челеби, который наверняка проходил через эти ворота в XVII в. Кроме того, башня оснащена специальным квадратным отверстием в своде (заложено плитой в настоящее время) для обстрела противника (в случае прорыва) сверху.

Но самым примечательным элементом конструкции башни является та самая деревянная балка, которая сегодня едва держит стены, требуя срочного дополнительного укрепления. Она представляет собой бывший шпангоут средневекового судна, который пошел в дело при строительстве крепости. И теперь вся эта замечательная старина оказалась под угрозой исчезновения из-за нехозяйского отношения бизнес-администрации коммунального предприятия «Фортеця» (в коммерческой эксплуатации которой крепость находится) к выполнению основной функции, ради которого КП создавалось облсоветом: регулярный историко-архитектурный, профессиональный мониторинг этого древнего и сложнейшего памятника национального и международного значения», — сетует Андрей Красножон.