старый новый год

В Щедрый вечер с 13 на 14 января на сельских улицах в Бессарабии можно встретить галдящие, шумные толпы ярко наряженных молодых людей в причудливых масках, с разрисованными лицами и в экстравагантных париках – это щедровальники вышли на улицы отмечать праздник Маланки. Об этом сообщает  Бессарабия.UA.

13 января традиционно отмечается Щедрый вечер — канун Старого Нового года, который в народе называют праздником Маланки. Несмотря на то, что сегодня он считается как народным, так и частично церковным праздником, своими корнями он уходит еще в дохристианские времена. Второе название Щедрого вечера – праздник Маланки – происходит от имени преподобной Мелании, чей день по церковному календарю приходится именно на 13 января.

Как правило, к этому веселому вечеру начинают готовиться с самого утра: бессарабские хозяюшки, заранее приведя дом в порядок, все силы кидают на приготовление праздничного стола.  Как и на Сочельник, в этот день главным блюдом является кутья, которую называют Щедрой. А рядом с ней соседствуют колбасы, холодец, пироги, крученики, узвар… Считается, что чем больше на столе во время праздничного ужина различных блюд, тем щедрее и благополучнее будет год. Тем более на этот момент нет церковного поста, и разрешены все продукты. Единственным исключением в меню «щедрого» ужина считается рыба – чтобы «не уплыло счастье».

Незамужние девушки, как и на праздник Андрея, в этот вечер гадают, пытаясь выяснить личность суженого. А большинство молодых людей после семейного ужина собираются в толпы и начинают ходить по селу – водить Козу. Участники обряда, в основном юноши, надевают маски животных и в таком виде ходят по селу, щедруют, поют веселые песни и разыгрывают шутливые сценки. За это их одаривают сладостями. К слову, один из участников действа переодевается в женское платье и становится Маланкой, которая всех веселит и пристает к мужчинам.

Еще одним ярким персонажем действа является Коза. В свите, следующей за ней, есть Пан и Пани, Солдат, Дохтур (врач), Цыган, Черт и много других чудных и даже очень страшных персонажей. Но Коза над всеми берет верх. Она и танцует, и подбегает к публике, чтобы лизнуть языком или боднуть рожками. В целом участники обряда могут ходить по селу и щедровать до позднего вечера.

На следующий день, на Василя, с самого утра по селу уже ходят посевальщики – мальчики и мужчины. Ближе к обеду принято ходить в гости. А на столах, как правило, появляются блюда из свинины.

К слову, девушкам и женщинам посевать не разрешается, и считается, что первым в дом в этот день должен заходить именно мужчина. В таком случае хозяев дома ждет счастье и достаток.

Посевать принято зерном, сначала идут сеять к близким и родственникам, а потом уже к друзьям. Важно, чтобы посеянное зерно не выбрасывали. Его следует собрать и хранить до весны. А в период посева это зерно смешивают с другим, чтобы урожай был хорошим.