Да простится мне этот не  самый  свежий, не самый оригинальный, к тому же заимствованный у Лаймы Вайкуле заголовок. Но и мероприятие, о котором пойдёт речь, тоже было достаточно традиционным. Ведь    выставка художественных работ измаильчан и их региональных коллег, приуроченная ко Дню города – событие, ставшее уже привычным.

Тем не менее, это обстоятельство не отменяет достоинств,  преимуществ и  положительных  моментов, свойственных  подобным акциям. Они имеют характер притягательной  смеси из творческого отчёта, тусовки в жанре светского выхода,  площадки для коллекционирования впечатлений, завязывания контактов, да и просто позитивного эмоционального времяпрепровождения.

Утро 28 сентября привлекло горожан в картинную галерею именно  обещанием  впечатлений  и эмоций. Ожидания оправдались. Открытие вернисажа почтили своим присутствием мэр А.Абрамченко,  секретарь горсовета  С.Чмыга,  нардеп А.Урбанский и другие, как принято  говорить, официальные лица, включая директора И.Фёдорову, приветствовавшую  творческий бомонд  и  посетителей, а также создавший атмосферу праздничности   оркестр  под управлением  Николая Дмитриева.

Моим приятным и очень квалифицированным  гидом по выставке оказался художник Иван Иванович Шишман, которого я давненько не видел и благодаря которому, переходя от картины к картине, прослушал добротную, вполне академичную  искусствоведческую лекцию-комментарий. К примеру, почему одна картина композиционно «собрана», а другая «распадается», теряя цельность? Как взаимодействуют на полотне  цвет и  свет? Какова зависимость между стилем и техникой письма? В чём природа жанровых особенностей представленных работ? Как  в них соотносятся традиции и современные поиски художнического самовыражения (Иван Иванович ссылался на творческое наследие таких корифеев как Мурашко, Кричевский, Борисов-Мусатов). Воспринимать подобный анализ на конкретных примерах всегда  интересно. Тонкие наблюдения профессионала раздвигают границы восприятия, и вот уже на полотно смотришь иными глазами, глубже вникая в его контекст.

У меня нет возможности характеризовать здесь все  выставленные работы, да я бы и не осмелился. Скажу лишь, что плоды своих трудов и вдохновенья явили многие бессарабские художники с именем, в том числе измаильчане А.Кара, В.Дудник, Т.Соколова, И.Коцофляк, М.Пейков, Л.Чакир-Узун, И.Пастырь, С.Сухинин, Б.Мельников;  В.Левенцова (Килия),  А.Кокалко, Н. и С.Костовы (Рени), В.Афанасьев, С.Самсон (Арциз) и другие. В общей сложности зрители увидели произведения тридцати авторов, уровень мастерства которых свидетельствует о  подлинно зрелом таланте, узнаваемом почерке,  самобытной живописной манере, способности глубоко чувствовать прекрасное и передать это ощущение другим.

Жаль только, что наши таланты в силу причин организационного характера мало известны Европе. Жить на территории еврорегиона, под боком у Евросоюза,  и не иметь возможности наглядно заявить о своём творчестве, вывезя картины на выставку за Дунай, — ну, это вообще, знаете … А ведь таких случаев было немало.

Популяризацией бессарабской живописи мы не очень-то занимаемся и дома. В картинной галерее продаётся художественный альбом с репродукциями работ И.Коцофляка. Отличное, надо сказать,  издание: достойная полиграфия, мелованная бумага, содержательная тематика. Есть чем полюбоваться.

Между тем автор выпустил альбом за свой счёт, что стоило немалых денег и определило цену. Почему бы городу  хотя бы частично (и при этом совершенно официально)  не облегчить  художнику издержки? К примеру, закупить пару десятков экземпляров для библиотек, на подарки именитым гостям. В самом деле, не дарить же им на память дунайскую селёдку!

С этой идеей, принадлежащей, кстати, не мне, а художникам, я бы пошёл дальше. Кажется,  настало время выпустить в свет альбом-презентацию всех ярких творцов бессарабской живописи. Для современников. Для потомков.  Для ближнего и дальнего зарубежья. Чтобы  через сотни лет не оценённые нами бессарабские шедевры не значились в музеях под безликой и обидной рубрикой «неизвестные художники  Европы», а оставались бы в благодарной памяти новых поколений.

Пользуясь случаем, обращаюсь лично к мэру Измаила. Уважаемый Андрей Вячеславович! Подумайте, пожалуйста,  над этой идеей. А подумав, рваните ради святого искусства рубаху на груди и изыщите  в новом бюджете  денег на осуществление проекта. Пусть этот музей бессарабской живописи под книжной обложкой расходится по миру с туристами, гостями,  в качестве подарков родственникам, друзьям, коллегам, преодолевая границы и сближая людей силой  изобразительного творчества, язык которого не нуждается в переводе.