Да простится мне этот не самый свежий, не самый оригинальный, к тому же заимствованный у Лаймы Вайкуле заголовок. Но и мероприятие, о котором пойдёт речь, тоже было достаточно традиционным. Ведь выставка художественных работ измаильчан и их региональных коллег, приуроченная ко Дню города – событие, ставшее уже привычным.
Тем не менее, это обстоятельство не отменяет достоинств, преимуществ и положительных моментов, свойственных подобным акциям. Они имеют характер притягательной смеси из творческого отчёта, тусовки в жанре светского выхода, площадки для коллекционирования впечатлений, завязывания контактов, да и просто позитивного эмоционального времяпрепровождения.
Утро 28 сентября привлекло горожан в картинную галерею именно обещанием впечатлений и эмоций. Ожидания оправдались. Открытие вернисажа почтили своим присутствием мэр А.Абрамченко, секретарь горсовета С.Чмыга, нардеп А.Урбанский и другие, как принято говорить, официальные лица, включая директора И.Фёдорову, приветствовавшую творческий бомонд и посетителей, а также создавший атмосферу праздничности оркестр под управлением Николая Дмитриева.
Моим приятным и очень квалифицированным гидом по выставке оказался художник Иван Иванович Шишман, которого я давненько не видел и благодаря которому, переходя от картины к картине, прослушал добротную, вполне академичную искусствоведческую лекцию-комментарий. К примеру, почему одна картина композиционно «собрана», а другая «распадается», теряя цельность? Как взаимодействуют на полотне цвет и свет? Какова зависимость между стилем и техникой письма? В чём природа жанровых особенностей представленных работ? Как в них соотносятся традиции и современные поиски художнического самовыражения (Иван Иванович ссылался на творческое наследие таких корифеев как Мурашко, Кричевский, Борисов-Мусатов). Воспринимать подобный анализ на конкретных примерах всегда интересно. Тонкие наблюдения профессионала раздвигают границы восприятия, и вот уже на полотно смотришь иными глазами, глубже вникая в его контекст.
У меня нет возможности характеризовать здесь все выставленные работы, да я бы и не осмелился. Скажу лишь, что плоды своих трудов и вдохновенья явили многие бессарабские художники с именем, в том числе измаильчане А.Кара, В.Дудник, Т.Соколова, И.Коцофляк, М.Пейков, Л.Чакир-Узун, И.Пастырь, С.Сухинин, Б.Мельников; В.Левенцова (Килия), А.Кокалко, Н. и С.Костовы (Рени), В.Афанасьев, С.Самсон (Арциз) и другие. В общей сложности зрители увидели произведения тридцати авторов, уровень мастерства которых свидетельствует о подлинно зрелом таланте, узнаваемом почерке, самобытной живописной манере, способности глубоко чувствовать прекрасное и передать это ощущение другим.
Жаль только, что наши таланты в силу причин организационного характера мало известны Европе. Жить на территории еврорегиона, под боком у Евросоюза, и не иметь возможности наглядно заявить о своём творчестве, вывезя картины на выставку за Дунай, — ну, это вообще, знаете … А ведь таких случаев было немало.
Популяризацией бессарабской живописи мы не очень-то занимаемся и дома. В картинной галерее продаётся художественный альбом с репродукциями работ И.Коцофляка. Отличное, надо сказать, издание: достойная полиграфия, мелованная бумага, содержательная тематика. Есть чем полюбоваться.
Между тем автор выпустил альбом за свой счёт, что стоило немалых денег и определило цену. Почему бы городу хотя бы частично (и при этом совершенно официально) не облегчить художнику издержки? К примеру, закупить пару десятков экземпляров для библиотек, на подарки именитым гостям. В самом деле, не дарить же им на память дунайскую селёдку!
С этой идеей, принадлежащей, кстати, не мне, а художникам, я бы пошёл дальше. Кажется, настало время выпустить в свет альбом-презентацию всех ярких творцов бессарабской живописи. Для современников. Для потомков. Для ближнего и дальнего зарубежья. Чтобы через сотни лет не оценённые нами бессарабские шедевры не значились в музеях под безликой и обидной рубрикой «неизвестные художники Европы», а оставались бы в благодарной памяти новых поколений.
Пользуясь случаем, обращаюсь лично к мэру Измаила. Уважаемый Андрей Вячеславович! Подумайте, пожалуйста, над этой идеей. А подумав, рваните ради святого искусства рубаху на груди и изыщите в новом бюджете денег на осуществление проекта. Пусть этот музей бессарабской живописи под книжной обложкой расходится по миру с туристами, гостями, в качестве подарков родственникам, друзьям, коллегам, преодолевая границы и сближая людей силой изобразительного творчества, язык которого не нуждается в переводе.