На 54-й сессии Ренийского городского совета, которая состоялась 10 июня, депутаты приняли обращение к Президенту Украины, премьер-министру, министру инфраструктуры, и.о. председателя правления АО «Укрзализныця» с требованием выделить финансирование для восстановления железнодорожной ветки Березино (Украина) – Бессарабка (Молдова). С инициативой обращения выступил депутат Виктор Метель.

Длина украинской части участка железнодорожного полотна Березино-Бессарабка составляет 14 км, молдавской – 2 км. Пути между станциями полностью демонтировали в 1997 году.

Для восстановления полноценного движения по указанному участку на украинской территории потребуется строительство колеи длиной в 20 км, а также проведения капитального ремонта на участке Арциз-Березино общей протяженностью в 36,5 км.

По мнению инициатора обращения, восстановление железнодорожной ветки Березино – Бессарабка позволит привлечь в Ренийский морской порт дополнительные грузопотоки, в частности, зерна.

Этот вопрос не впервые поднимается ренийцами, дискуссии ведутся с 2015 года. Позиция ренийцев ясна, однако уже несколько десятилетий логистическим центом украинского Придунавья является порт Измаил, поэтому с вопросом о целесообразности восстановления указанной железнодорожной ветки и о том, как именно этот шаг отразится на судьбе украинских дунайских портов, в том числе Измаила, мы обратились к начальнику Измаильского морского порта Сергею Лапоногу.

Сергей Иванович считает, что самую большую выгоду от восстановления железной дороги Березино-Бессарабка получит Румыния: «Это стратегический вопрос для нашего государства как собственника портов украинского Придунавья. Грузовая база на Дунае специфическая, ее объем – это постоянная величина с небольшими колебаниями. Нет сомнений, что перераспределение грузопотока произойдет в пользу наших румынских коллег, а не Ренийского порта».

Что касается зерна из Молдовы, на увеличение грузопотока которого уповают ренийские портовики, основной объем перерабатывается через порт Джурджулешты, а порты Большой Одессы получат лишь часть грузопотока, основной объем, как и ранее, пойдет через Констанцу (Румыния).

В 2018 году с обращением к властям Украины выступила администрация Измаилького морского торгового порта. В обращении были высказаны опасения, что как только дорога будет восстановлена, грузовладельцы поменяют логистику доставки грузов. Ветка Березино-Бессарабка сократит логистический путь с 288 км до 152 км, также даст возможность снизить тариф по доставке сырья. Возможно, какую-то выгоду получит «Укрзализныця», ведь известно, что доставка грузов по железной дороге дешевле.

Измаильские портовики считают, что и Измаил, и Рени могут потерять экспортные грузы, которые, с большой долей вероятности уйдут на порт Галац (Румыния), где они будут переваливаться с вагонов на баржи для доставки грузов вверх по Дунаю. Румынские порты предоставляют грузовладельцам ряд преимуществ – отсутствие НДС на услуги по перевалке и более низкие портовые сборы. Как ни крути, основными выгодополучателями проекта будут Молдова и Румыния.

Стратегические интересы Украины должны быть приоритетом, считают в Измаильском порту. Принятие поспешных решений может привести к упадку экономики всего региона и обострению социальной напряженности.

Ранее измаильским портовикам удавалось отстоять свою позицию. Чьи доводы сейчас примут власти Украины, время покажет.