пасажирський флот удп

С 2014 года пассажирские перевозки стабильно наносят пароходству ущерб. Даже рекордный объем перевозок в 2018-2019 годах привел к такому же рекордному росту расходов (топливо, зарплаты, техническое обслуживание и т.п.), в результате сумма убытков осталась примерно на том же уровне – ориентировочно 30 млн грн за сезон. Финансовый показатель в прошлом году – минус 25 млн грн. Об этом сообщает Бессарабия.UA со ссылкой на ЧАО «Украинское Дунайское пароходство»

В общей сложности на дотации «пассажирам» потрачено более 8 млн евро. За эти средства предприятие, к примеру, могло выстроить 25 SLG барж.

«В настоящее время флот УДП насчитывает четыре пассажирских теплохода – «Днепр», «Волга», «Украина», «Молдавия» и находящиеся в отстое прогулочный теплоход «Евгений Косяков». «Молдавия» и «Украина» — в Линце в ожидании решения о постановке на ремонт на завод ÖSWAG. Содержание судов на время стоянки составляет около 10 тыс. евро в месяц на судно. Более старые «Днепр» и «Волга», вообще не пользующиеся спросом у фрахтователей, находятся в Измаиле и используются как жилье для наших приезжих работников, ведь снимать его в городе, учитывая наплыв переселенцев, далеко не всем по карману», – рассказывает заместитель. генерального директора по эксплуатации флота Руслан Скрябин.

В общем, обстоятельства были таковы, что УДП никогда самостоятельно не занималось оперированием пассажирского флота. Для этого нужно получить лицензию туроператора, чтобы открыть свое турагентство, развивать свою сеть продажи билетов, нарабатывать базу данных клиентов, налаживать сотрудничество с местными туроператорами и так далее. Поэтому пароходство всегда договаривалось о сотрудничестве с фрахтователем – оператором круизных туров.

В прошлом году были надежды, что туристический рынок наконец-то оправится от локдаунов, вызванных эпидемией коронавируса. Можно было поднять ставки фрахта и выйти на безубыточную работу. Но навигация 2023 года вообще не сложилась.

Последние годы постоянным фрахтователем флота УДП выступала компания «BigXtra Touristik», входящая в FTI Group, чья основная деятельность – туристический и гостиничный бизнес. Но в прошлом году у BigXtra сменилось руководство, и решение о навигации на 2023 год не принималось вплоть до 30 ноября. Только в начале зимы, ссылаясь на плохую конъюнктуру рынка, компания предложила зафрахтовать на 2023 только одно судно. Это при том, что в круизном бизнесе контракты на следующий год обычно заключаются еще в июне.

Рассматривались другие предложения, например, от компании Donau Touristik, но они отказались от фрахта, ведь не успевали продать туры. Ситуацию усугубляло то, что «Украина» и «Молдавия» нуждаются в капитальном ремонте для получения класса Регистра на следующие пять лет. По нашим оценкам, это обойдется УДП в сумму не менее 800 тыс. евро. Ведь за последние пять лет в ремонт пасфлота почти ничего не вкладывалось. Согласно требованиям Регистра судоходства Украины, необходимо провести полный осмотр технической части и корпуса. Теплоходы требуют поднятия на слеп с измерением остаточных толщин корпуса и заменой участков с несоответствующей толщиной металла. Также нужно провести осмотр винторулевого комплекса и подруливающего устройства, чтобы избежать поломки и дальнейшего выхода судна из эксплуатации, что может повлечь за собой срыв обязательств и выплату взыскания фрахтователю и компенсации туристам. Очевидно, соотношение расходов и доходов, которые может принести пасфлот, не равноценно. Поэтому сегодня активно рассматриваем разные варианты дальнейшей судьбы пассажирского флота.

«Как один из вариантов предложить Германии, Австрии, Венгрии, Словакии использовать теплоходы под жилье в рамках программы поддержки украинских беженцев. Уже проведена предварительная работа, есть компании, которые подтвердили свою заинтересованность в этом направлении. По сумме доход может быть равноценным фрахту за круиз по низкой фрахтовой ставке. Но опять же возникает вопрос – насколько продолжительными могут быть эти программы, ведь мы продолжаем нести расходы, даже когда теплоходы находятся в отстое. Что мы будем делать с теплоходами через несколько лет, когда нам их вернут в состоянии, которое не разрешает дальнейшую эксплуатацию», – говорит Руслан Скрябин.

Ситуация УДП не уникальна. Другие судоходные компании также оказываются перед сложным выбором работы со старым флотом, перевозки которым по многим причинам становятся нерентабельными. В таких случаях пассажирские суда превращают в плавучие отели, казино, рестораны.

По словам заместителя генерального директора, окупить инвестиции в 800 тыс. евро при имеющихся ставках фрахта сегодня невозможно. В лучшем случае, при условии работы как минимум трех судов флот сможет выйти на безубыточную работу. Но через некоторое время в ремонты и обновления нужно будет снова вкладывать немалые средства. Никакой бизнес, ни одно предприятие не может себе такого позволить. Как один из возможных вариантов – это попробовать провести открытый конкурс среди фрахтователей на 2024 год. Если результаты окажутся неудовлетворительными – ставить вопросы о возможной продаже судов. Для предприятия гораздо выгоднее получить несколько миллионов евро и усилить грузовой флот, который работает с большой прибылью, избавившись от  актива, что генерирует и будет генерировать только убытки.