В Ренийском филиале ГП «Администрация морских портов Украины – новый начальник. Им стал Юрий Кононенко, сменивший на этой должности Сергея Строю. Новый руководитель анонсировал свою стратегию развития этого большого градообразующего предприятия и рассказал о том, что уже делается.

– Основные задачи, которые поставило передо мной руководство АМПУ, это минимизации расходов предприятия, которое является дотационным, – отметил Юрий Владимирович. – В год нам выделяется порядка 45 миллионов гривен. Необходимо организовать работу предприятия так, чтобы оно не было убыточным для АМПУ. Я этим занялся с первого дня. Чтобы минимизировать расходы, мы проводим оптимизацию. Например, в одном здании располагались 10 человек, а в другом – 30. Зачем нам отапливать два здания и выбрасывать государственные деньги на ветер, если мы можем перевести весь коллектив в одно здание, а второе отключить от отопления? Речь идет о здании «Ро-Ро». Структурное подразделение, которое там находилось, переведено в диспетчерскую. Теперь, когда здание на «Ро-Ро» освободилось, я туда ищу инвестора. Вместе с прилегающей площадкой это целый имущественный комплекс. Причем, стоит задача найти такого инвестора, который действительно заведет дополнительные грузы и тем самым обеспечит рабочие места и прибыль нашему предприятию.

Впереди – отопительный сезон, и хотя цена на газ несколько снизилась, мы должны думать об экономии. Мы закупили новые котлы отечественного производства, они позволят сэкономить около 10% газа. Также постепенно в здании будут меняться окна. Кроме того, мы организовываем командировки таким образом, чтобы на одном автомобиле ехали два человека. Таким образом, за короткое время мы уменьшили расходы…

По словам начальника Ренийского филиала АМПУ, существующая модель развития государственных предприятий немного скопирована с советских времен. Однако современные экономические реалии изменились, дополнительные огромные финансы для развития предприятия уже не выделяются. Оно вынуждено существовать и конкурировать в жестких условиях.

– На сегодняшний день наши соседи с молдавской стороны проводят дноуглубительные работы в порту Джурджулешты и строят новый причал, – продолжает Ю.В. Кононенко. – Их законодательство позволяет это делать быстро. У нас же, чтобы провести углубление, нужно пройти семь кругов ада. Я должен взять разрешение у экологов, во многих других ведомствах, собрать огромный пакет документов – и только после этого нам дают «зеленый свет». На все эти бюрократические проволочки тратится как минимум полгода. Таковы украинские реалии.

Тем не менее, проведение дноуглубительных работ – в планах. Работы запланированы на следующий год. Будет углублен стратегически необходимый заиленный вход в затон, его глубина должна достигнуть отметки 4 м. В последний раз, по имеющимся данным, затон чистился в 2013 году, еще до разделения на филиал «АМПУ» и ГП «Ренийский морской торговый порт».

Но вернемся к вопросу экономии или, как ее сейчас принято называть, оптимизации. Новый руководитель заверил, что она не затронет кадры. По словам начальника филиала АМПУ, организация деятельности предприятия оптимизируется таким образом, чтобы была создана одна большая служба, которая полностью отвечает за организацию работы по порту.

– Но это не значит, что мы будем сокращать людей, – заявил Кононенко. – Я хочу всю эту оптимизацию провести максимально мягко, гуманно для предприятия. Со своей стороны прилагаю все усилия, чтобы не сокращать людей. Мой принцип – бережное отношение к кадрам. Тем более что для Рени это очень актуально. Портовики с большим стажем и опытом работы должны передавать свой опыт молодому поколению, и если мы не сделаем этого сейчас, дальше уже будет поздно. Не успеем – будем искать специалистов извне, не ренийцев. Я очень приветствую, когда к нам приходит молодежь. У нас есть некоторое число молодых сотрудников, которые после окончания вуза трудоустроены в порту. Они активно нарабатывают опыт.

Продолжая тему оптимизации, Юрий Владимирович провел аналогию с Измаилом. Когда произошло разделение на государственное предприятие «Измаильский морской торговый порт» и Измаильский филиал АМПУ, действующий на тот момент руководитель порта перешел в ГП и, соответственно, забрал проходные, энергохозяйство, то есть всё, что полностью обеспечивает деятельность порта.

– В Рени произошло иначе: руководитель государственного предприятия «Ренийский морской торговый порт» Сергей Строя перешел в Ренийский филиал АМПУ и, соответственно, все перечисленные подразделения оказались у нас, – пояснил наш собеседник. – В принципе, это было грамотное решение. Когда разрабатывался закон о портах, в нем не было прописано, как это нужно делать, и каждый руководитель предприятия делал по-своему. Однако, когда всё это перешло на наш баланс – тот же морвокзал, здание «Ро-Ро» – появились и дополнительные расходы. На сегодня один только морвокзал – это 1,6 миллиона гривен убытков в год. Я, как руководитель филиала АМПУ, считаю, что его надо передать городу, который сможет более гибко подходить к развитию морвокзала. Наши возможности в этом плане ограничены, так как мы замыкаемся на Кабинет министров, Министерство инфраструктуры, устанавливающие определенные правила. Скажем, приходит будущая супружеская пара, хочет сыграть свадьбу на морвокзале. У нас есть тарифы, от которых мы не можем отойти. А предприниматели, владельцы кафе и ресторанов могут предоставлять скидки. Наше вышестоящее руководство готово идти в таком направлении и передать ренийской громаде такой объект как морвокзал. Переговоры с городским советом об этом уже ведутся.  

В завершение Юрий Кононенко рассказал, что делается в порту в плане развития индустриальной зоны. Отметим, что о невозможности загрузить 94 га территории перевалкой глава АМПУ Райвис Вецкаганс заявил еще в мае 2018 года во время визита в Рени.

– Территория предприятия огромна, она больше, чем у Измаильского порта. У нас действительно есть много свободной земли, и она, будем говорить так, неликвидна для портовых операторов, так как далека от причалов. На сегодняшний день я веду переговоры с несколькими одесскими компаниями. Одна из них работает в направлении энергоэффективности – собирает солнечные батареи, ветряки и планирует экспортировать их в страны Евросоюза. То есть у них есть определенные комплектующие, которые везут из Китая, Кореи, и они заинтересованы стать субъектами нашей специальной экономической зоны. Однако закон о СЭЗ «Рени» нужно обновить, так как он довольно-таки устарел и, по моему мнению, не работает. Льгот, кроме права 30 лет владеть этим земельным участком, никаких нет. Поэтому мы сейчас работаем над внесением изменений в закон о СЭЗ «Рени», чтобы там всё было прописано под сегодняшние реалии.