Спуститься с небес на землю и увидеть живых людей призывают руководство «Укрпочты» жители Петропавловской ОТГ Белгород-Днестровского района. Поводом для обращения сельчан послужили планируемые в рамках реформы предприятия изменения в работе почтовых отделений в селах громады.

Для многих сельских жителей почта сегодня – едва ли не единственная возможность материальной связи с внешним миром. И речь идет не только о получении прессы, которая, несмотря на конкуренцию со стороны телевидения и интернета, по-прежнему остается важным источником информации. Ведь кроме доставки газет и журналов, а также доставки заказных писем (других в наше время уже почти не пишут), почтовые отделения в селах выполняют множество других функций.

Сегодня в Петропавловской ОТГ представительства «Укрпочты» имеются в каждом селе. Но руководство компании считает эти села малонаселенными пунктами и планирует провести сокращение персонала в своих филиалах, а отделение в Фуратовке закрыть вообще.

По мнению топ-менеджеров главного почтового оператора страны, для обеспечения жителей громады логистическими услугами здесь достаточно передвижного отделения, которое приезжает в каждое село пару раз в неделю.

Жители сел, которые вошли в Петропавловскую громаду, уже столкнулись с работой таких мобильных подразделений. В населенных пунктах они находятся меньше часа. За это время их сотрудники должны успеть раздать посылки и корреспонденцию. Без лишних разъяснений понятно, что в селах, где проживает больше тысячи человек, за такое время сделать это невозможно. Поэтому оставшаяся работа падает на плечи почтальонов, которые пока трудятся в обычных почтовых отделениях. При этом никто из них не работает даже на полную ставку.

Выше мы уже написали о том, что почта в селе является мультифункциональным подразделением. Так вот, одними из главных ее функций являются выдача пенсий и прием коммунальных платежей. Других вариантов получить положенные выплаты и рассчитаться за потребленные услуги у жителей Петропавловской громады нет. В их селах не работают отделения банков, нет ни одного банкомата.

Единственный терминал, воспользовавшись которым можно снять деньги с банковской карты, находится в Меняйловском отделении «Укрпочты». Соответственно воспользоваться им можно только в рабочее время. И только при условии, что в самом отделении в это время есть наличные. Поэтому за своей зарплатой, которую работодатели теперь переводят на банковские карты, жители всех сел громады ездят в Сарату, преодолевая по бездорожью несколько десятков километров.

Руководство Петропавловской ОТГ уже неоднократно обращалось к представителям отечественных банков с просьбой установить банкомат хотя бы в центре громады. Но никто из них не согласился это сделать. Причина отказа проста – терминалы самообслуживания банки устанавливают только в зданиях, находящихся под круглосуточной охраной и оборудованных системой видеонаблюдения. Таких в Петропавловской ОТГ нет.

По той же причине в громаде нет и терминалов для приема платежей. Поэтому оплату коммунальных услуг ее жителям тоже приходится осуществлять в отделениях «Укрпочты». Если добавить к этому то, что из-за удаленности от крупных населенных пунктов людям приходится часто заказывать через интернет лекарства и предметы первой необходимости, становится понятным, что почтовые отделения для них здесь практически окно в мир. И это окно сейчас хотят если не закрыть, то превратить в узкую щелочку.

К примеру, в Фараоновке с населением около тысячи восьмисот человек планируют оставить двух почтальонов на полставки, в Староселье с таким же количеством жителей – одного на полную ставку. Так же руководство компании видит работу своего отделения в Петропавловке, где проживает больше тысячи человек. По одной ставке оставляют в Меняйловке и Александровке. А вот, повторюсь, отделение в Фуратовке, где сейчас работает один человек на четверть ставки, вообще хотят закрыть.

Что касается самих отделений, в которых «Укрпочта» сейчас ведет свою деятельность, то в подавляющем большинстве случаев это арендованные помещения, находящиеся далеко не в лучшем состоянии. То, что в их ремонт долгие годы не вкладывалось ни копейки, понятно невооруженным взглядом. Впрочем, такая же картина наблюдается и в Петропавловском отделении, которое принадлежит самой компании.

Для того чтобы сохранить работу отделений, руководство ОТГ написало обращение на имя директора Одесского департамента «Укрпочты», в котором депутаты изложили свое видение ситуации, а также предложили некоторые варианты ее решений. Так, в Фараоновке под отделение «Укрпочты» хотят предоставить помещение в здании сельского совета, а в Пшеничном готовы «приютить» мобильную почту в отдельном помещении, чтобы люди не получали свои посылки под дождем и палящим солнцем. Помимо того, депутаты просят менеджеров государственного почтового оператора увеличить количество планируемых рабочих ставок, мотивируя большим количеством абонентов, которые пользуются его услугами. По словам главы ОТГ, еще одной проблемой, заставляющей руководство громады просить сохранить существующие ставки почтальонов, является языковой барьер. В некоторых селах пенсионеры почти не знают ни русский, ни украинский языки. И общаться с сотрудниками передвижного отделения им очень трудно.

Каким будет ответ на обращение представителей громады со стороны «Укрпочты», мы пока не знаем. Но факты, подтверждающие то, что схема работы передвижных отделений далека от идеала, уже есть.

Так, в селе Приморское Измаильского района с 1 февраля текущего года возобновляет свою работу отдельное почтовое отделение. По информации, предоставленной его жителями, «полевая почта» за время своей работы не справилась даже с адресной доставкой газет, не говоря уже об остальных услугах. Жалобы со стороны населения и послужили поводом для пересмотра решения со стороны «Укрпочты».