Села Яровое, Ровное и Лужанка, входящие сегодня в состав Тарутинской ОТГ, расположены сравнительно недалеко друг от друга. На карте они образуют почти равносторонний треугольник, расстояние между вершинами которого приблизительно равно восемь километров.

Населенные пункты в этой местности не могут похвастать большим количеством жителей. Села, о которых идет речь, –  не исключение. Число жителей в Ровном, самом большом из них, едва достигает полутора тысяч. В Яровом живет около тысячи двухсот человек, а в Лужанке – чуть более четырех сотен. Школа здесь одна на три села, находится она в Ровном. С экономической точки зрения такое решение более чем оправдано. Организованный подвоз детей на занятие при таких расстояниях гораздо выгоднее содержания учебного заведения в каждом селе, где наполняемость классов далека даже от минимальной границы. Да и времени на него теоретически должно уходить не больше, чем если бы дети добирались до школы в своем населенном пункте пешком.

Но ситуация здесь, к сожалению, выглядит идеальной только если смотреть на нее со стороны, соединяя точки «Я», «Р» и «Л» на карте пунктирной линией. В реальной жизни села соединены между собой дорогами местного значения, состояние которых не просто оставляет желать лучшего, но и является источником повышенной опасности для тех, кто рискует по ним проезжать.

Водителю школьного автобуса, перевозящего детей из Лужанки в Ровное, приходится рисковать каждый рабочий день. Несколько дней назад только его профессионализм помог избежать трагедии на дороге. Автобус после дождя и снега просто занесло в кювет. Это происшествие стало последней каплей в чаше терпения местных жителей. Для оценки состояния дороги и поиска способов решения проблемы они пригласили представителя Службы местных дорог Одесской области. Вместе с ведущим инженером Службы Валерием Антонюком в поездку, которую вряд ли можно назвать приятной, отправились Тарутинский поселковый голова Савва Чернев и директор Ровненского УВК Николай Гайдаржи.

Описать словами, что из себя представляет дорога между Ровным и Лужанкой, очень сложно. Но определить, что асфальтное дорожное покрытие здесь когда-то было, все-таки можно. От него сегодня остались небольшие участки шириной около метра. Все остальное – это ямы. А поскольку инспектировали так называемую дорогу после дождя, то увиденное импровизированной комиссией скорее напоминает небольшие озера, проезжая по которым автомобили поднимают самые настоящие волны. В общем же пейзаж выглядит как декорация к фильмам о войне, и, если заснять его на черно-белую пленку, может сойти за наглядную иллюстрацию последствий бомбежки.

После возвращения в село Валерий Антонюк заверил своих попутчиков в том, что служба постарается изыскать средства на то, чтобы сделать дорогу между Лужанкой и Ровным хотя бы проезжаемой. Для этого ее засыплют щебнем. На это по предварительным оценкам нужно от трех до четырех миллионов гривен. Но успеют ли провести работы до нового года зависит от погоды.

Что касается проведения капитального ремонта, то о нем сейчас пока речь не идет. Во-первых, на это нет денег, во-вторых на разработку проектно-сметной документации нужно время. Его у руководства ОТГ тоже нет, учебный процесс прерывать нельзя. Поэтому, по словам поселкового головы, другого выхода пока нет.

По итогам децентрализации и реформы образования в ближайшие годы, ситуация, когда дети из нескольких сел будут учиться в одной школе, будет иметь место в разных уголках Одесской области. Успеют ли до этого времени местные власти построить дороги между всеми населенными пунктами в своих ОТГ и обеспечить школьникам безопасный проезд мы пока судить не беремся. Но то, что это направление в работе их руководителей должно быть приоритетным, понятно уже сейчас.

P.S. В своей статье мы преднамеренно не упомянули о том, что такое состояние дороги может привести к тому, что больных из сел, о которых идет речь, могут просто не успеть довезти до больницы. Но это очень наглядно показано в видеоролике, размещенном инициаторами данной встречи в YouTube.