Публикацию с таким заголовком разместил в Фейсбуке заместитель начальника отдела ювенальной превенции Управления превентивной деятельности Главного управления Нацполиции в Одесской области Дмитрий Ревун. О том, почему администрации школы не имеют права требовать от учеников сдавать телефоны во время уроков, а также о плюсах использования «гаджетов» во время занятий в статье Бессарабия.UA.

Вопрос использования мобильных устройств учениками общеобразовательных учреждений часто становится причиной ожесточенных споров и в социальных сетях, и во время школьных собраний, и при личном общении с преподавателями. И в этих спорах каждый приводит свои веские аргументы.

Однако отметим, что противники пользования смартфонами на уроках есть не только среди учителей, но и среди родителей. При этом многие преподаватели уже давно интегрировали модные девайсы в учебный процесс.

Первые утверждают, что телефон отвлекает детей от занятий и мешает учителю провести урок. А в самих устройствах видят причину невротических расстройств, возникновения зависимостей и конфликтов среди детей.

Их оппоненты настаивают на том, что телефон в наше время – это возможность контролировать безопасность ребенка. Причем речь идет не только об элементарном звонке при входе в школу или выходе из нее. Часто родители видят в гаджете средство, предоставляющее ученику возможность доказать свою правоту в случае возникновения конфликта с учителем. Прецеденты, когда ученики снимают на телефоны оскорбления и даже применение физического воздействия, направленные на них или их одноклассников со стороны преподавателей, далеко не единичны.

Но мы в данном случае не будем поддерживать или обвинять какую-либо из сторон, а остановимся исключительно на законодательных аспектах.

В 2007 году Министерство образования и науки Украины издало Приказ №420 о запрете с 1 сентября 2007 года использования мобильных телефонов в общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях всеми участниками учебно-воспитательного процесса во время проведения учебных занятий.

7 августа 2014 года действие этого документа было отменено вступлением в силу Приказа МОН № 210.

В октябре 2020 нардеп от фракции “Европейская солидарность” Алексей Гончаренко предложил внести запрет на использование телефонов в Закон “О среднем образовании”. Законопроект рассматривался комитетом Верховной Рады в течение двух месяцев. Во время заседаний комитета свое мнение по указанному вопросу выражали ряд экспертов, в том числе уполномоченный Верховной Рады по правам человека и уполномоченный президента по правам ребенка. В итоге народные депутаты рекомендовали Раде отклонить законопроект. 2 февраля 2021 его сняли с рассмотрения парламента.

Таким образом требования учителя не приносить в школу телефон или сдавать его в специальный пункт хранения на время уроков никакой законодательной платформы под собой не имеют.

И здесь мы снова вернемся к публикации Дмитрия Ревуна. По его мнению, протесты против использования учениками смартфонов – это демонстрация того, что учить основам детской психологии и IT-технологиям нужно в первую очередь взрослых, которые рассчитывают решить все проблемы с помощью диктатуры.

«А ведь достаточно просто поговорить с ребёнком и воспользоваться программами родительского контроля. С помощью приложений можно настроить гаджет ребёнка таким образом, что на время занятий в школе будет доступна функция звонков и только! То есть все типичные «проблемы» можно решить без отбора имущества, за пять минут, без стресса и без обид.

Все мы должны запомнить раз и навсегда, что мобильный телефон – это гаджет, которым детей нужно учить правильно пользоваться, объясняя им базовые принципы безопасности и цифровой гигиены. Нужно учить детей так же, как мы учим их правилам безопасного перехода дорог, сигналам светофора и т.д.», – считает Дмитрий Ревун.

Напоследок отметим, что современный смартфон по сути является полноценным компьютером. И учитель может его применять для передачи наглядных материалов, проведения тестирований, проверки домашних заданий и других учебных процессов. С помощью смартфона ученики могут создавать текстовые документы, таблицы, изображения, презентации, пользоваться возможностями поисковых систем, облачных хранилищ и виртуальных дисков.

И для учителя, владеющего такими навыками работы, проблемой скорее будет отсутствие у ученика современного гаджета, чем случайный звонок на его телефон во время урока. А ученикам точно будет интересно работать с учителем, идущим в ногу со временем.