В украинских школах могут ввести новый предмет – правила дорожного движения. Кто-то, возможно, удивится – мол, зачем? Все школьники и так знают, на какой сигнал светофора надо переходить улицу, что переходить ее надо только по «зебре» и т. д. Но, как выяснил сайт «Сегодня», все намного сложнее. Прежде всего потому, что за последние годы появилось много новых средств передвижения – это гироскутеры, моноколеса, электроскейты и так далее. Пользуются ими в основном молодые люди. Не зная основ дорожного движения, они подвергают опасности как свои жизнь и здоровье, так и становятся опасными для пешеходов.

Погибших и пострадавших в ДТП за год стало больше

На фоне печальной статистики с аварийностью в 2019 году, когда число ДТП значительно выросло (более 160 тыс. ДТП, рост на 7%), стало больше аварий с участием детей. В 2019 году таких было 4656 (+4,6%), погибли 164 ребенка, травмировано 4435 детей. При этом очень сильно возросло число ДТП по вине самих детей: в 2019 году их стало больше на 26,3%, погибло 12 детей (+16,7%), травмировано 317 детей (+21,4%).

В январе 2020 года было 259 ДТП с участием детей (рост за год на 23,9%), погибло 12 детей, травмировано 251. При этом по вине детей произошло 25 ДТП. К счастью, никто не погиб, но травмированных малышей оказалось вдвое больше, чем год назад – 12 человек. Как видим, статистика все хуже и хуже. Для снижения числа ДТП депутаты предлагают жестче наказывать за нарушения ПДД, увеличив штрафы до 34 тыс. грн.

Техника на марше

Для понимания важности проблемы оценим технические характеристики индивидуальных средств передвижения, использующих не мускульную силу человека (роликовые коньки, скейтборды, самокаты), а электрическую. Такой электротранспорт становится все популярнее, прежде всего в крупных городах.

Итак, гироскутер – скорость 5-15 км/ч, сигвей, электроскейт – 15-25 км/ч, электросамокат – 20-40 км/ч, моноколесо – 20-50 км/ч, электровелосипед – 25-45 км/ч, наконец, электроскутер – 28-80 км/ч.

Как видим, весь этот транспорт движется в разы быстрее пешехода, поэтому его «водителю» нужны навыки безопасной езды по тротуарам. В то же время он ездит в разы медленнее автомобиля. Это значит, что передвигаться на такой технике по дорогам опасно без знания правил движения и дорожных знаков.

Молодые пешком не ходят

По словам заместителя главы координационного совета Общенационального форума безопасности дорожного движения Владимира Караваева, нынешние дети и подростки все чаще не ходят пешком.

«С раннего возраста они начинают осваивать индивидуальные «транспортные средства» в виде роликов, велосипедов, самокатов, скейтбордов, моноколес, гиро- и просто скутеров, – отметил Владимир Караваев. – Распространение доступного для подростков электротранспорта уже получило название «скутергеддон». И чем дети старше, тем скорость этого транспорта становится выше. В интернете много роликов, в которых «скутергеддонисты» движутся по дорогам наравне с автомобилями, маневрируя между ними и нередко обгоняя в плотном потоке. Но ребенок, в силу возрастных особенностей, не всегда распознает опасность на дороге. Поэтому путь к обеспечению его безопасности лежит через приобретение необходимых знаний».

Автомобильный юрист Вадим Володарский напомнил: законодательством предусмотрено, что каждый участник дорожного движения, в том числе пешеход, должен не только знать, но и соблюдать требования Правил дорожного движения.

«Каждый имеет право рассчитывать, что и другие участники движения, к которым относятся и пешеходы, выполняют требования этих Правил, – акцентировал Володарский. – На самом деле водители постоянно должны учитывать, что на дорогу в любом месте внезапно выйдет молодой человек в темной куртке с капюшоном на голове, наушниками в ушах и глазами в смартфоне. Если он пострадает от наезда автомобиля, то судебная практика такова, что виноватым в 99% случаев сделают водителя, мол, не выбрал безопасную скорость движения».