Чему отдать предпочтение в школе — традиционным обучающим программам или альтернативным, но хорошо себя зарекомендовавшим? А если выбирать альтернативную, то какую? Вопросов много, и чтобы вам было проще найти на них ответы, мы сегодня знакомим вас с измаильской школой «УНИК», которая предоставляет обучение по уникальной  методической системе для начальных классов.

«Дети не борщ, их не приготовишь по рецепту»

Три года назад в Измаиле впервые заговорили об обучении в младших классах по системе «УНИК». Инициатором нововведения стала Татьяна Гуренко, руководитель общественной организации «Университетский класс».  Первый класс был сформирован на базе общеобразовательной школы №7. По словам Татьяны, эта методика отличается от общешкольной программы тем, что в ней есть элементы опережения. Программу первого класса ребята проходят за два месяца, а всю начальную школу — за год. В системе «УНИК» детям не ставят оценки, они поют, танцуют и за первый год обучения проходят весь базовый материал начальной школы. Поддержкой и распространением методики занимается общественная организация «Университетский класс». По заверениям руководителя организации, эта методическая система действует в Украине уже более 20 лет. Главная идея — сохранение и развитие творческого потенциала учеников, заложенного от рождения.

«В Украине стартовала программа НУШ, внедряющая то, что мы уже делаем. Это использование одноместных парт, интерактивной доски, разделение класса на зоны. Классы у нас малокомплектные – до 15 человек, поэтому достигнуть результата намного проще, уделяя внимание каждому ребенку. Благодаря авторской методике уроки достаточно динамичны, ученики за урок успевают сменить различные виды деятельности (и спеть, и порисовать, и задачи решить, и примеры разобрать), много заданий в движении, что очень важно», — рассказывает Татьяна.

В классах, обучающихся по этой системе, нет муштры, двигательная активность детей не ограничивается — они в любой момент могут подойти к учителю, чтобы, например, уточнить условие задачи. На данный момент в Измаиле три класса занимаются по методике «УНИК», которая созвучна методике обучения начальных классов Жохова. Третий класс действует на базе ОШ № 7, а первый и второй классы — на базе Измаильского государственного гуманитарного университета. В общей сложности по этой методике занимаются 45 детей.

Методика является совокупностью упражнений, которые способствуют равномерному развитию всех участков коры головного мозга. «Используются логопедические элементы, приемы для расслабления и тренировки зрения, слуха, голоса, легких, осязания, опорно-двигательного аппарата.  Всего более 1700 факторов учтены при создании каждого занятия. Более 100 приемов и упражнений оздоровления, более 1000 различных педагогических приемов «вшиты» в эти занятия. И все это «упаковано» как увлекательная детская игра».

Сама Татьяна пришла к этой методике, когда ее сыну было четыре года. О хороших результатах она узнала от бывших измаильчан, которые проживают сейчас в Одессе и отдали своих детей в классы «УНИК».  Она была крайне недовольна традиционными программами школ, которые никак не подстраиваются под новые реалии и перемены в умственном развитии современных детей. Чтобы дети не оставались недоученными, приходится искать альтернативы.

«В системе «УНИК» меня привлекло то, что она учитывает особенности мозга ребёнка и на основывается на реальных исследованиях учёных с мировых именем, таких как Владимир Иванович Жохов. Экспертиза проводилась педагогами, психологами, нейропсихологами, окулистами, ортопедами, гигиенистами — нашими и зарубежными. Ещё на каждом уроке особое внимание уделяется морально-нравственному воспитанию, ребёнка в классе уважают как личность, прислушиваются к его мнению», — делится впечатлениями Татьяна.

Как это организовано

Проект предполагает самоорганизацию родителей, как было, например, с экспериментальным классом на базе ОШ № 7. Инициатива открытия классов всегда идет от людей, которые прочитали о методике в интернете, вдохновились и отправились искать единомышленников, ходить по школам, рекламировать систему директорам и учителям, используя информацию официальных групп.

То есть, чтобы ребенок попал в класс, нужно либо прикрепиться к только открывающемуся классу, либо собирать его самостоятельно. Очная группа из минимум 16 человек — обязательное условия для начала работы по системе. Как правило, такие классы открываются на базе государственных школ.

Что необычного в системе «УНИК»

  • Мультипредметные уроки, информация выдается небольшими блоками. Например, на математике поют, обсуждают темы «Окружающего мира» или лингвистики.
  • Нелинейная структура подачи материала: темы повторяются и перекликаются. Если ребенок заболел и пропустил несколько дней, он еще не единожды получит информацию по теме.
  • Не придается значения ведению тетради (пресловутое «отступим две клеточки»). Вместо упора на развитие мелкой моторики ставится акцент на развитие мозга. В первом полугодии первого класса нет прописей, зато есть маркерные доски.
  • Культивируется ценность работы в команде, ответы хором.
  • Возраст детей в классе может быть от 5,5 до 8 лет.
  • Заявляется, что двигательная активность школьников не ограничивается, они могут передвигаться, подходить к учителю и помогать товарищам.

Начальная школа по системе «УНИК». А что дальше?

По отзывам родителей, после первого года обучения дети бодро считают в столбик, знают таблицу умножения  и не стесняются выступать перед классом. Но даже «опережающее» обучение и потрясающие умения выпускников этих классов становятся минусом, когда понимаешь, что методика рассчитана лишь на начальную школу. А что родителям и детям делать дальше? Идти в обычную школу и адаптироваться к среде детей, которые не привыкли ходить по аудитории во время урока? Или, может, переходить на семейное обучение?

«Всерьез задумывалась о классе по системе «УНИК». Думаю, что это хорошая альтернатива обычной массовой школе, особенно теперь, когда сын пошел в первый класс. Что смутило — сложилось впечатление, что в классе активно формируется перепривязанность к ровесникам. Это культивируется: детям дают такие знания, чтобы они точно дома оказались осведомленнее родителей, родителям нельзя делать уроки с детьми. Т.е. отстраняют родителей, иерархию сбивают, ровесники на первом плане, там класс как одна семья. Еще минус — в обучении по этой методике роль учителя минимальна. Но зато динамичнее, чем в обычной школе. В общем, однозначного мнения у меня нет», — комментирует одна из родительниц, занимающаяся  по этой методике.

Однако не у всех родителей есть такие опасения. Например, Гюльнара Черезова, бабушка второклассника, уверена в своем выборе:

«Это школа, где в каждом ребенке видят маленького Гения, где учат думать, анализировать, высказывать свое мнение, где каждый урок похож на чудо. Здесь созданы все условия для того, чтобы каждый ученик мог развивать свои мыслительные способности и проявлять таланты».

По заверениям Татьяны Гуренко, уникальная методика «УНИК», конечно же, делает упор на начальную школу, где идет формирование базиса знаний. Но в старшей школе данная методика не столь динамична, поскольку ребенок уже самоорганизован и ему привита любовь к знаниям. Но разработки для старших классов также есть.

Впрочем, какую бы школу, систему, программу не выбрали родители для обучения своего ребенка, хочется пожелать, чтобы этот выбор оказался верным!