Текущий учебный год ознаменовался попыткой внесения в закон «О полном общем среднем образовании» нескольких, говоря словами юристов «новелл», вызвавших широкий резонанс в среде педагогов. Так, депутаты предлагали отменить доплаты за отдельные виды педагогической деятельности, ввести обязательную сертификацию для всех педагогов, увеличить рабочую неделю до 40 часов, а также перевести педагогических работников пенсионного возраста на условия срочного трудового договора.

К счастью, при рассмотрении этих изменений здравый смысл депутатов одержал верх над жаждой экономии оплаты тех, кто сеет разумное, доброе, вечное. И по первым трем пунктам были сохранены практически все привычные для учителей условия работы и оплаты труда. А вот последнее предложение реформаторов сферы образования все же было внесено в новый закон «О среднем образовании», принятый Верховной Радой 16 января 2020 года.

В соответствии с нововведением руководители государственных и коммунальных школ до 1 июля текущего года обязаны прекратить бессрочные трудовые договоры с педагогическими работниками, которым выплачивается пенсия по возрасту. Одновременно с ними следует заключить срочные трудовые договора.

Об этом говорится в разъяснении Министерства образования и науки Украины, адресованном руководителям учебных заведений, органам местного самоуправления и местным государственным администрациям.

«К 1 июля 2020 руководители государственных и коммунальных учреждений общего среднего образования обязаны аннулировать бессрочные трудовые договоры с педагогическими работниками дошкольных учреждений образования, которым выплачивается пенсия по возрасту, с одновременным заключением с ними трудовых договоров сроком на один год», — отмечают в образовательном ведомстве.

О том, как в Измаиле проходит процесс перевода учителей-пенсионеров на работу по срочным трудовым договорам Бессарабский медиахолдинг узнавал у руководителя городского отдела  образования Ж. Н. Волканецкой.

По словам Жанны Николаевны, педагоги измаильских школ, достигшие пенсионного возраста, были своевременно предупреждены о необходимости перехода с бессрочных на срочные трудовые договора. Напомним, что Министерство образования рекомендовало предупредить сотрудников о переводе на срочный трудовой договор не позже чем за два месяца до дня издания приказа о переводе (но не позднее 30 апреля). Таким образом, у измаильских учителей- пенсионеров было время для принятия решения продолжать или не продолжать сотрудничество с общеобразовательными учреждениями. И все они дали письменное согласие на дальнейшую работу в своих школах.

Жанна Николаевна акцентировала внимание на том, что педагоги пенсионного возраста составляют почти стопроцентное количество учителей, преподающих в измаильских школах науки естественно-математического цикла: химию, биологию, физику и математику. Немало среди них и преподавателей начальных классов. Поэтому потеря такого кадрового ядра может стать просто фатальной для образования подрастающих измаильчан.

На этот учебный год заключены и договора о сотрудничестве с пенсионного возраста директорами школ. На сегодняшний день они возглавляют 85% измаильских школ. К слову, со следующего года занять должность директора общеобразовательного учреждения можно будет, только одержав победу в соответствующем конкурсе, который проводится по решению Измаильского городского совета. Действующие директора также смогут принимать участие в этом конкурсе наравне с другими участниками. И они планируют это делать.

Еще одним изменением в законодательстве является возможность рассматривать в качестве претендентов на вакансии директоров школ людей, имеющих степень специалиста или магистра в любой, не только педагогической, сфере наук. Насколько это нововведение ужесточит конкуренцию среди желающих занять указанные должности, пока судить сложно. Но уже сейчас понятно, что тем, кто захочет участвовать в состязании, придется изрядно потрудиться. Человек, претендующий на должность руководителя учебного учреждения, должен иметь реальный перспективный план его развития, обладать отличными знаниями действующего законодательства в сфере среднего образования и огромной внутренней мотивацией.

Также Жанна Николаевна высказала надежду на то, что на укрепление кадрового состава образовательных учреждений города положительно повлияет запланированная трансформация украинской школы, предполагающая ее разделение на три группы: начальную, базовую среднюю или гимназию, и профильную среднюю или лицей. Изменение статуса школы и подхода к организации образовательного процесса должно привлечь в эту сферу высококвалифицированных и высокомотивированных людей.

Мы попросили Жанну Николаевну прокомментировать и ситуацию с большим количеством вакансий учителей в городских школах. И она полностью согласилась с тем, что в измаильских общеобразовательных учреждениях уже длительное время наблюдается кадровый голод. Особенно остро чувствуется нехватка преподавателей математических дисциплин, химии, биологии. Есть случаи, и их немало, когда в школах не хватает учителей начальных классов. Следует уточнить, что концепция НУШ (Нова українська школа) предполагает новый формат проведения уроков, включающий в себя больше подвижных игр и внедрение современных информационных технологий. Поэтому такая работа как раз больше подходит людям до сорока лет, обладающими хорошей физической формой и готовым вкладывать силы и время в собственное развитие.

При этом начальник городского отдела народного образования не считает низкие зарплаты главной причиной отсутствия притока новых кадров в школы. Она считает что кроме оклада учитель имеет возможность получать определенные надбавки за категорию, выслугу лет, классное руководство, которые хоть и не приближают уровень оплаты труда педагога к заработным платам, скажем, в коммерческой сфере, но все же составляют сумму значительно выше минималки. По мнению Жанны Николаевны, большое количество вакансий в сфере образования сегодня связано с нежеланием молодежи брать на себя ответственность за детей. И сложностями в общении с родителями современных учеников. А также большой ответственностью педагога за результаты своей работы перед администрацией школы.

Как видим, ожидаемого массового увольнения педагогов пенсионного возраста в Измаиле не произошло. Более того, Жанна Николаевна не смогла нам дать информацию даже про единичные случаи такого решения вопроса. С одной стороны, в этой ситуации радует преданность старшего поколения своему делу даже в таких сложных условиях работы. С другой –  будущее наших школ вызывает серьезное опасение. Ведь пенсионеры не могут работать вечно, а темпы, которыми пополняется кадровый состав измаильских школ, являются далеко не достаточными для естественного обновления их кадрового состава. Остается только надеяться на то, что следующие изменения в законодательном регулировании образовательного процесса в Украине будут нацелены на привлечение новых кадров в школы и на обеспечение достойного уровня жизни педагогов пенсионного возраста, позволяющего им не работать на заслуженном отдыхе.