У нас нынче всё гибридное. Начиная с выборов по четырём бюллетеням. Но самой сильной «гибридизации» подверглась, пожалуй, школа. Государство спустило всё на места: пусть, мол, сами решают, как и знания давать, и от эпидемии уберечь детей и себя. С этого понедельника, 12 октября, многие учреждения образования Украины переходят на дистанционное обучение. Но не обязательно, а рекомендательно. Министерство образования и науки не настаивает, а предоставляет школам и другим учебным заведениям самим решать, в какой форме учить своих подопечных – смешанной или полностью дистанционной.

Сложная ситуация с распространением коронавируса и обучением в условиях эпидемии сложилась и в соседней Румынии. А как там настроены учителя, как перестраиваются они на «дистанционку»? Этим заинтересовалось «Свободная Европа». Венгерская редакция авторитетного международного издания так озаглавила свой материл, сделанный на основе исследования румынских коллег: «Многие учителя в Румынии не хотят или боятся давать уроки онлайн». По их мнению, продолжает «Свободная Европа», это ущемляет права личности. Власти же считают, что времена изменились, и нужно принять новые формы обучения.

В условиях эпидемии коронавируса в Румынии тоже многие школы перешли нак онлайн-обучение. Но есть учителя, которые «не склонны» давать уроки в режиме видеоконференции или же хотели бы за это получать дополнительную плату. Некоторые аргументирует свой отказ от новых форм обучения техническими проблемами. Другие опасаются, что, оказавшись в центре внимания, не покажут хорошие результаты… Такую зарисовку ситуации сделала румынская редакция «Свободной Европы».

Из-за Covid-19 все больше школ полностью переходит на онлайн-обучение или даёт гибридные уроки, когда одна половина класса сидит в помещении, а другая регистрируется из дома. В текущем учебном году школ, которые работают исключительно в онлайн-режиме, в Румынии стало на восемьдесят больше.

Многие школы обкатывают свои собственные системы дистанционного обучения, но есть и такие, где часть учителей решительно отказываются работать виртуально. «Все больше родителей жалуется, что онлайн-уроки пропускаются. В случае гибридных уроков, когда часть детей находится в классе, а другие – дома, это тоже может случаться», – рассказала «Свободной Европе» Daniela Visoianu, советник румынского министра образования.

Что беспокоит учителей-скептиков? То, что их уроки фиксируются на видео и предаются гласности, обнародуются. «Отдельные учителя сетуют на то, что дома у них нет соответствующего технического оснащения, и вообще они не хотят использовать свой дом для преподавания. Попросту говоря,  не ходят, чтобы посторонние «приходили к ним домой». Другие говорят, что не могут одновременно заниматься теми, кто в классе, и онлайн-учениками. Другие не желают записывать свои уроки из опасения, что злоупотребят их авторскими правами», – говорит Rares Voicu, председатель румынского Национального ученического союза.

По мнению Mircea Miclea, бывшего министра образования Румынии, отказ от онлайн-регистрации уроков – «неправильная реакция», которая может иметь другие основания. «Онлайн образование намного труднее, чем личное обучение. Выходит, что те, кто плохо учит «глаза в глаза», ещё хуже преподает онлайн. К тому же онлайн-обучение предполагает новую технологическую базу. Любой работающий над собой специалист заботится о том, чтобы, выполняя свою работу, быть на уровне современных технологий», – сказала экс-министр «Свободной Европе».

Вот почему некоторые боятся публичности. Ученик средней школы из Браилы Rares Voicu рассказывает, какую реакцию вызвало предложение возглавляемого им ученического совета фиксировать уроки точно так же, как университетские лекции. «Мы попросили предоставлять нам записи уроков, чтобы использовать их при повторении материала. Получили довольно жесткую реакцию учителей. Они говорили, что владеют авторским правом на свои уроки. Но ведь учебный материал везде один и тот же, значит, речь не идёт о том, чтобы изобретать колесо», – говорил Voicu, который является также председателем Международного ученического совета.

«Многие учителя летом представляли себе, как вернутся к привычной жизни. Надеялись, что настоящее положение не будет продолжительным. Сейчас же, напротив, усилилось давление и, соответственно, – контроль», – констатирует Daniela Visoianu, советник министра образования.

Некоторых учителей «выдернули» из зоны комфорта. И они, как мы уже говорили, начали искать оправдание в отсутствии или слабости технической базы онлайн-обучения. Действительно, в провинциальных частях Румынии дело обстоит именно так. Министр образования Румынии Monica Anisie признала, что почти 250 тысяч румынских школьников не овладели базовыми технологиями, необходимыми для онлайн-обучения. В то же время в большинстве школ разрешили эту ситуацию, и теперь очередь за учителями. «Когда человек берётся преподавать в школе, он должен быть готов ко всему. Если он уважает свою работу, любит детей, для него важна система образования, тогда он сможет давать уроки в любых условиях», – сказал «Свободной Европе» Dorin Stoican, директор бухарестской школы № 162.

«Нужно признать, что некоторым из нас, учителей, необходимо адаптироваться к новым технологиям. Они даны нам во благо, это хорошее дело, так что учителю нужно развиваться, готовиться к усвоению новых навыков», – добавил директор.

«Есть те, кто боится оказаться «в свете рампы». Учителя привыкли, что дают закрытые уроки, а тут нужно предстать перед всем миром. Если учитель не уверен в себе, чувствует свою слабость в чём-то, это, действительно, трудное дело — оказаться на всеобщем обозрении, при этом ещё и сознавая, что твоё «выступление» может быть зафиксировано», – пояснила Daniela Visoianu, советник министра образования.

«Все намного более очевидно на публике. Конечно, нельзя ожидать, что учителя станут телезвёздами. Не каждый чувствует себя комфортно в этой ситуации или достаточно подготовленным к ней. Но хорошие учителя, независимо от того, что и как нужно преподавать, без колебаний могут перейти к онлайн-обучению», – уверена Daniela Visoianu.

Необходимость «выступать перед публикой» может представлять и угрозу учительскому авторитету. Не секрет, что онлайн-мир, такой естественный для учеников, от более консервативных (в том числе и технологически) учителей требует «смены парадигмы». Учитель попадает в ситуацию, когда ученик оказывается более грамотным и подготовленным. И даже если ученики помогут своему наставнику разрешить технические проблемы – например, покажут, как подключиться к wifi-hotspot, – от этого пострадает авторитет педагога, оказавшегося в чём-то менее знающим и сообразительным, чем дети. Многих это пугает, и они не знают, как с этим справиться. «Вместо того, чтобы похвалить своих помощников, учитель становится враждебным к ним, потому что чувствует, что власть ускользает из его рук», – сказала Daniela Visoianu.

Но пути назад нет, так что, по мнению бывшего министра Miclea, нужно как можно скорее и энергичнее переходить на новые технологии обучения. «Образованию не избежать гибридности хотя бы уж потому, что из-за современного использования диджитальных технологий изменился менталитет учеников. Им больше нравится мультимедийный контент и возможность свободы коммуникации. От школы сейчас ожидают не только отпечатанный на бумаге текст или плохого качества изображение», — сказала г-жа Visoianu, добавив, что всё лето в Бухаресте проходили диджитальные курсы для учителей.

Их не обязывали учиться, но уже в начале октября учителей предупредили: с тем, кто не готов принять онлайн-обучение, могут расторгнуть контракт. Премьер-министр Румынии Ludovic Orban выразился более жестко: «Если учитель не может или не желает давать онлайн-уроки, тогда ему, по моему мнению, нет места в образовательной системе, потому что обязанность учителя – приспособиться к любым условиям».

Каким же может быть решение? Экс-министр Mircea Miclea считает неприемлемым вариантом немедленно принудить каждого учителя к онлайн-образованию.  «Давайте выберем лучших учителей страны – лучших в каждом предмете – и запишем их уроки. Тем самым на примерах покажем, как можно, пользуясь шаблоном, создать мультимедийный урок. Лучшие образцы уроков станут доступны любому ученику, независимо от того, какие учителя работают в его школе. Каждый получил бы возможность учиться у лучших учителей», – предлагает бывший глава ведомства.

Но что будет с другими преподавателями? Mircea Miclea говорит: «Менее сильные учителя получили бы образец того, как нужно учить. Наверное, это побудило бы их больше работать над собой, стать профессионально лучше, квалифицированнее, чтобы не пришлось каждый день «в плохом свете» представать перед своими учениками».

Интересно, разделяют ли такие мнения и настроения наши учителя?