В понедельник Измаильский гуманитарный университет принимал в своих аудиториях третий Придунайский фестиваль психолого-педагогических инноваций – «Арт-терапия в портфеле».  Культура общения, педагогические умения, эффективное обучение, психологическая поддержка – общие направления, в рамках которых обучались более 250 участников, включая гостей – тренеров из Одессы, Киева, Винницы и Первомайска. Слушатели – студенты, учителя, психологи, воспитатели и родители из Измаила, Рени, Болграда, Сараты, Арциза и других мест. Как и подобает всем психолого-педагогическим встречам, насыщенный серьёзный разговор сопровождался шутливыми сценками, среди сухих научных презентаций нашлось место юмористическим картинкам и игре.

Составляющие имиджа женщины-лидера, его социальные и психологические аспекты, ораторское мастерство и развитие навыков управления эмоциями презентовала эксперт Наталья Саблина. Её вторая тема – применение метафорических ассоциативных карт «Город Силы» в самопознании и для диагностики.

Азы конфликтоведения, болезненные темы «буллинга» и «моббинга» (травли и психологического насилия) обсуждал со слушателями тренер Геннадий Чепурной. В невротизированном, пронизанном конфликтами обществе особенно востребовано искусство управления собой, умение слышать другого и оперативно влиять на ситуацию – навыки «эмоционального интеллекта», ведущие к продуктивному общению и сотрудничеству. Как школе работать с родителями, каким путём идти родителю и педагогу, чтобы научить детей делать осознанный выбор в жизни и отвечать за свои действия, как превратить учёбу в развивающий процесс – насущные вопросы всякого современного воспитателя. 

К услугам учителя – и «палочка-выручалочка» образовательной мнемотехники, инструмента для эффективной творческой переработки интенсивного потока информации. Воображение ребёнка – мало востребованный сегодня ресурс, а между тем, с помощью образных средств даже усвоение и запоминание таблицы умножения станет быстрым и приятным, а главное, эффективным занятием…

«Как вычислить вероятность того, что по Дерибасовской пройдёт динозавр?» – не каждый взрослый слушатель заметит, что в шутливой задаче скрыт логический подвох. Ирина Рудченко, учитель математики из Одессы, предлагает своим ученикам и не такие головоломки. Кто-то предположит, что вероятность – «пятьдесят на пятьдесят», кто-то назовёт другую цифру. На деле такая вероятность отсутствует вовсе: динозавры давно вымерли. «Математика с изюминкой» стала темой семинара И. Рудченко в Измаиле: автор показывала коллегам и студентам, как в доступной и увлекательной форме помочь детям полюбить «королеву всех наук», увидев её красоту и связь с другими науками и с повседневной жизнью. Цифровые пособия и электронные презентации давно стали «правой рукой» учителя: на вопрос «Зачем мне математика?» поможет ответить персонаж компьютерного комикса – школьник, переместившийся в Древнюю Грецию.  Кошка, убегающая от собаки, ребёнок, ползущий за мячом, становятся героями задач на движение. Готовясь к воображаемому ремонту, ученики вычисляют, сколько краски уйдёт на покраску стен класса и как вычесть из этого объема площадь окон и дверей. Посчитать геометрическую прогрессию накопления ядовитых смол в лёгких курильщика – задача на перекрёстке науки и воспитания.  Нестандартное мышление и творчество, критическое восприятие информации – плоды математического мышления. Как видим, современному учителю мало быть специалистом в своём предмете – не менее важно овладеть методикой преподавания и суметь вовлечь школьника, ведь дети учатся только пока есть интерес. Заметим попутно, что подобный творческий подход применим и к другим школьным дисциплинам – к химии, физике и географии.

Об игровых технологиях на уроке математики поведала слушателям и тренер Татьяна Протасова. Другой её «конёк» – арт-терапия, раскрытие творческих способностей через занятия искусством, а также формирование верных внутренних установок, помогающих учителю рационально расходовать силы.

«Игра как первая скорая помощь» – тема семинара Ирины Семёновой, убеждённого сторонника игротерапии. По её словам, игра так же естественна для ребёнка, как и дыхание – да и взрослые люди совсем не прочь бывают поиграть. Игра не только действенное средство обучения и развития интеллекта, памяти и эмоциональной сферы личности – это ещё инструмент для преодоления болезненных состояний, вызванных перенапряжением, страхами, нездоровьем. С помощью игры можно корректировать внутренние установки и взаимоотношения между людьми. Игровой арсенал содержит всё необходимое для педагогов, психологов и родителей.  В ход идут ролевая игра, театральные постановки, игрушки, куклы и прочие средства. Даже готовя ужин, творческий родитель сумеет вовлечь малолетних членов семьи в дело и дать им почувствовать успех в выполнении простых заданий. Учится тот, кто играет.

В фокусе внимания преподавателя Жанны Шинкарёвой – вызовы новой эпохи и детская конфликтология. В своей работе она давно практикует целостный подход к обучению – предлагаются единые модули, включающие разные предметы. Акцент делается на  видении потребностей и эмоционального состояния человека на пути к построению общения…

На встрече с журналистами ректор ИГГУ Я.В. Кичук подчеркнул, что ведущие сегодняшних тренингов не только теоретики, но и практики – они делятся со слушателями передовым опытом. Участники получат сертификаты, которые будут засчитаны как прохождение курса повышения квалификации. Измаильские семинары удобны и тем, что в них можно поучаствовать на месте.  Кроме того, в нашей области давно ощущается нехватка учителей математики  – университет готовит теперь и специалистов-математиков, которым, возможно, придётся работать в рамках «STEM-образования» (англоязычная аббревиатура «STEM» расшифровывается как «наука, технология, инженерное дело и математика» и обозначает интегрированное естественнонаучное образование с практическим уклоном). Семинары по методике обучения математике и STEM-образованию приходятся как никогда кстати.

Заметим, что измаильский университет сотрудничает с коллегами-психологами из Придунайского филиала МАУП: происходит взаимный студенческий обмен, устраиваются совместные олимпиады, конкурсы и конференции. Вот и на этот раз среди гостей фестиваля присутствовали учащиеся МАУП. По словам директора Межрегиональной академии Т. Р. Гуменниковой, подобные мероприятия помогают студенту приобретать практические компетенции в дополнение к теоретическим познаниям, которые в условиях стремительного развития науки устаревают. Вместе со студентами на фестиваль приходит преподаватель и по ходу семинара комментирует для них важные аспекты, а после устраивается обсуждение услышанного. Присутствует и «мотивационная» составляющая: после таких встреч молодые люди видят, что профессия психолога может быть прибыльна не только в плане саморазвития, но и материально –  главное, чтобы начинающий специалист был готов непрерывно учиться и работать над собой.