Котловина демография

Демографическая ситуация в Ренийской громаде вызывает определенное беспокойство. Это связано, в первую очередь, с тем, что в город и села не возвращается выезжающая на учебу или заработки молодежь. Такая миграция молодого поколения отнюдь не способствует повышению рождаемости. Если ситуация в обозримой перспективе не поменяется, через энное количество лет группы в детских садиках и классы в школах будут полупустыми. Это неизбежно повлечет за собой необходимость сокращения количества дошкольных и общеобразовательных учреждений.

Рассмотрим демографические перспективы Ренийской громады на примере села Нагорное. Чтоб отследить тенденции рождаемости, обратимся к статистике за последние 17 лет — ее предоставил нам староста села Александр Загорский. Почему именно за этот промежуток времени? Потому что 17 лет — это период взросления ребенка с момента рождения и до окончания школы. То есть статистика за этот период должна показать, как менялась в селе кривая рождаемости с того года, когда нынешние 17-летние появились на свет, и по сегодняшний день.

Если «отмотаем» назад 17 лет, то выходим на 2004 год, – говорит Александр Николаевич. – Тогда в Нагорном родились 19 детей, из них 13 мальчиков и 6 девочек. В 2005 году — 25 детей: 11 мальчиков и 14 девочек. В 2006 году статистика опять пошла вверх: родились 28 детей, из них 19 мальчиков и 9 девочек. В 2007 году тенденция в целом сохранилась: родились 26 детей – 12 мальчиков и 14 девочек. В 2008-м, если сравнивать с другими годами, имел место еще один всплеск рождаемости: на свет появились 34 ребенка, это 18 мальчиков и 16 девочек. А вот уже с 2009 года стал наблюдаться некоторый спад: родились 22 ребенка – 10 мальчиков и 12 девочек. В 2010 году цифра опять уменьшилась: 16 родившихся, причем, мальчиков и девочек оказалось равное количество – по 8. В 2011 году опять наблюдаем определенный всплеск: на свет появился 31 ребенок, из них 17 мальчиков и 13 девочек. В 2012 году родились 25 детей – 16 мальчиков и 9 девочек. В 2013 году – 19 детей: 12 мальчиков и 7 девочек. В 2014 году пополнение случилось в 22 нагорненских семьях: в селе появились на свет 13 мальчиков и 9 девочек. В 2015 и 2016 годах родилось не только одинаковое количество детей – по 16, но оказалось равным и количество мальчиков и девочек – по 8. А вот со следующего года стала наблюдаться тенденция уменьшения рождаемости: в 2017-м появились на свет 11 детей – 7 мальчиков и 4 девочки, в 2018-м – 7 детей (6 мальчиков и 1 девочка), в 2019-м – 4 ребенка (3 мальчика и 1 девочка), в 2020-м – 6 детей (2 мальчика и 4 девочки) и в 2021-м – 4 ребенка (1 мальчик и 3 девочки). Статистика по этому году неполная, так как он еще не закончился: одна жительница села в настоящее время беременна и до конца года должна родить.

В общей сложности за 2004-2021 годы в Нагорном родился 331 ребенок, из которых 184 мальчика и 147 девочек. Однако более 70 детей из этого числа, или даже около 100, в настоящее время не проживают в селе — они выехали с родителями. Точной статистикой здесь не располагаю, но можно судить по тому, что школу в настоящий момент посещают всего 168 детей, а садик только 26. В садике в этом году остались всего две группы, одна — ясельная — сокращена, так как не смогли набрать необходимое количество детей.

— Александр Николаевич, на какое количество детей изначально были рассчитаны ваши школа и садик?

Школа на 760 мест, а садик на 340, так как в то время, когда они строились (школу сдали в эксплуатацию в 1973 или 1974 году), население Нагорного составляло более 5 тысяч человек. А сегодня, как видим, наполняемость детьми намного меньше от имеющихся возможностей.

— Если наблюдается такая тенденция, то рано или поздно может встать вопрос об оптимизации дошкольного и общеобразовательного учреждений в вашем селе?

— Да, такой вопрос может встать. Потому что нерационально тратить бюджетные средства на содержание этих больших зданий, которые не заполняются даже наполовину.

— Какой вы видите выход? Объединить школу и садик в одном здании?

 — По действующему законодательству, насколько мне известно, нельзя объединять школу и садик, но, наверное, придется это сделать. Например, несколько кабинетов на первом этаже здания школы отдать под садик. Там есть возможность даже оборудовать отдельный вход. А что в таком случае делать со зданием детского садика, я даже не знаю. Или другой вариант: сделать детский садик сезонным, чтобы малыши посещали его только в теплое время года. Потому что отапливать большое здание при такой наполняемости нецелесообразно — это немалые расходы, учитывая сегодняшние цены на газ.

— Как вы смотрите на перспективы собственно школы? Сегодня она является общеобразовательной, но, учитывая количество детей в селе, ее могут сократить до десятилетки?

—     Конечно, мы хотим сохранить свою общеобразовательную школу, которая располагается в большом и просторном здании, где созданы все условия для полноценного учебно-воспитательного процесса, чтобы наши дети получали полное среднее образование в родном селе. Но если останется в классах по 5-6 детей, то оптимизации не избежать. Мы должны будем думать, как обеспечить своевременную и безопасную доставку детей в школу в одно из соседних сел или опорную школу в городе.

— Демографическую ситуацию невозможно рассматривать в отрыве от перспектив развития села в целом. Как вы их оцениваете?

— Нынешняя ситуация, к сожалению, очень мрачная. Перспектив практически никаких нет. Да, с одной стороны, есть в селе сельхозпредприятия, которые создали определенное количество рабочих мест — и это хорошо. Но, с другой стороны, людей не устраивает заработная плата, поэтому они уезжают. Молодежь в возрасте 17-25 лет, в основном, отправляется за границу: Польша, Италия, Чехия, Германия. А те, кому 25-30 лет и старше, работают в Измаиле, Одессе. В селе остались люди среднего возраста и пенсионеры. И еще один момент хотелось бы отметить: если раньше, уезжая на заработки, молодые оставляли детей на своих родителей, то теперь они уезжают вместе с детьми. Это дополнительный фактор, который тоже влияет на наполняемость мест в садике и школе. Почему, например, в Орловке и Новосельском школы заполнены детьми? Разве там не уезжают на заработки? Я больше чем уверен, что уезжают, но детей с собой не забирают.

— Александр Николаевич, может, стоит заняться развитием туризма, и это в будущем принесет свои плоды? Это сейчас, скажем так, модный тренд. По этому пути пытается идти соседняя Котловина, в это село уже приезжают туристы.

— Котловинцы, конечно, большие молодцы, что ищут возможности, пытаются что-то делать. Но мы хорошо помним, как начинался тот же экопарк в Орловке, он тоже рассматривался как объект привлечения туристов. И где теперь этот экопарк? О нем ничего практически не слышно. Поэтому, на мой взгляд, развитие туризма — будь то в Нагорном, Котловине или другом селе, расположенном у водоема — должно начинаться с инфраструктуры. То есть сначала нужно благоустроить побережье и оборудовать на нем пляжи, построить домики, где будут останавливаться туристы, а также кафе, игровые зоны для детей и так далее. А это огромные финансовые вливания! Громада такие расходы не потянет. Значит, нужны инвестиции. Откуда их взять?..