подснежник

В предпраздничную неделю в родительских вайберах детсадовских групп кипит обсуждение: что подарить воспитателям к празднику 8 Марта? Так уж сложилось, что в Международный женский день конфетами, цветами и другими подарками родители пытаются хоть символически отблагодарить сотрудниц образовательных учреждений за их труд.

Однако какими “подарками” действительно можно было бы отплатить этим женщинам за их каждодневный труд и те силы, которые они вкладывают в развитие и образование маленьких жителей и жительниц Украины?

В прошлом году группа ученых и активисток провела специальное исследование системы дошкольного образования в Украине.  Им удалось выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются работницы детских садов и которые влияют на их жизнь и жизнь их семей.

Результаты исследования опубликовало на своей странице интернет-издание «Українська правда».

Могут быть для воспитателей лучшие подарки, чем решение этих проблем? Что по этому поводу думают читатели Бессарабия.UA?

Итак, восемь подарков, которые воспитатели хотели бы получить на 8 марта.

Подарок №1: Надлежащее финансирование сети дошкольных учреждений

Это магический подарок, ведь в этой простой обертке самом деле скрыты почти все последующие подарки. От финансирования дошкольного образования зависит и зарплата работниц, и наполненность групп, и наличие сменной воспитательницы и обеспечение методическими материалами.

Но этот хитроумный подарок не так просто реализовать. Ведь, согласно законодательству, финансирование детсадов почти полностью лежит на плечах местных бюджетов.

Образовательная субвенция из центрального бюджета, которая покрывает, например, многие расходы школ, фактически не может быть использована на текущие нужды детских садов.

Этот подарок невозможно реализовать без субвенции. А без него воспитателям трудно даже мечтать о всех остальных.

Подарок №2: Достойная оплата труда

Согласно результатам исследования, средняя зарплата воспитательниц только немного больше минимальной зарплаты (в мае 2020 года она составляла 5051 гривен после отчислений).

Это меньше, чем в любой из стран Организации экономического сотрудничества и развития, в три раза меньше, чем в Польше, в четыре раза меньше, чем в Финляндии, и почти в 7 раз меньше, чем в Нидерландах.

Без этого подарка большинству работниц детсадов приходится постоянно сводить концы с концами, соглашаться на сверхурочные, искать подработки, экономить на всем. Или же искать другую работу.

мечта

Подарок №3: Наполняемость групп в соответствии с нормами

Согласно законодательству, количество детей в ясельных группах не должна превышать 15, а в группах от 3 до 7 лет – 20 детей.

Однако во время исследования (да и по собственному опыту “хождения” в детсад) исследовательницы неоднократно сталкивались с ситуациями, когда ясельные группы регулярно посещало более 20 детей, а старшие группы – более 30.

Без этого подарка воспитательницы работают в стрессовых условиях и не имеют возможности уделять достаточно внимания детям.

Подарок №4: Достаточное количество штатных единиц и ставок

Чем должен заниматься воспитательница в свое рабочее время? Очевидно, что детьми.

Однако часто им приходится убирать, мыть, чистить двор, ремонтировать, поскольку денег на другой персонал в саду не хватает.

Более того, из-за низких зарплат в садах зачастую нет достаточного количества воспитательниц, чтобы организовать их работу посменно, и помощниц воспитательниц, которые собственно должны помогать в уходе за детьми.

Без этого подарка воспитательницы вынуждены перерабатывать и разрываться между детьми и другими обязанностями.

противоставление

Подарок №5: Время работы в соответствии с нормами

Из-за особенностей работы с детьми, воспитателям установлены сокращенные нормы рабочего времени –  30 часов в неделю для воспитательниц групп общего развития.

Однако из-за нехватки персонала работниц часто некем заменить, а низкие зарплаты заставляют их соглашаться работать в две смены. В результате – много воспитательниц работает по 40, 50, а в отдельных случаях – по 60 часов в неделю.

Без этого подарка воспитательницы не имеют достаточно времени на личную жизнь и отдых, живут в хронической усталости, выгорают.

Подарок №6: Надлежащее материально-техническое обеспечение

Да, мы все знаем о “родительских фондах”, которые хоть запрещены, но успешно продолжают существовать. И большинству работниц детсадов регулярно приходится (хотят они этого или нет) просить у родителей помощи.

Ведь в садах часто отсутствуют даже самые необходимые вещи: моющие средства, салфетки, игрушки, методические материалы. Не говоря уже о чем-то существенном вроде компьютеров, мультимедийной техники или качественного ремонта.

Более того, многие работницы во время исследования жаловалось, что различные распечатки, папки, канцтовары, наклейки и плакаты им приходится покупать за свой счет.

Без этого подарка воспитательницы не могут создать безопасную и комфортную среду для детей, которая позволит должным образом заниматься их развитием и образованием.

детская мечта

Подарок №7: Уменьшение количества “бумажной работы”

Влияет ли заполнение бесконечного количества журналов и планов на качество работы воспитательницы?

Понятно, что определенная отчетность необходима, но в ходе исследования много работниц жаловались, что объемы “бумажной работы” превышают все пределы разумного.

Без этого подарка воспитательницы не только не могут посвятить больше времени детям, но и вынуждены жертвовать своим личным временем, заполняя бумаги дома.

Подарок №8: Уважение

Многие участницы исследования жаловались, что их профессия обесценилась, их труд не уважают, а статус педагога утратил значение в глазах власти и общества – не в последнюю очередь из-за критически низких зарплат.

При этом, трудно переоценить значение работы воспитательниц: благодаря им молодые матери могут заняться своим образованием и карьерой, развиваться и расти, улучшать материальное положение собственных семей, а дети получают уход, общение, развитие и обучение.

уважение

На самом деле, эти 8 подарков для воспитательниц станут прекрасными подарками также и всем женщинам с маленькими детьми.

Ведь тогда они смогут отводить ребенка в детский сад, где он будет находиться в безопасных и комфортных условиях. В детсад, где воспитательницы смогут уделять малышей достаточно времени, получая за это достойное вознаграждение – имея высокую мотивацию, а не находясь в состоянии постоянного стресса из-за перегруженности групп, бумажной работы, сверхурочной нагрузки и мыслей о том, как прокормить своих детей.

Понятно, что родители сами не могут сделать эти 8 подарков на 8 марта для воспитательниц – ответственность за условия и оплату труда в детсадах лежит на центральной и местной власти. Готова ли власть сделать воспитателям эти заслуженные подарки?

Сами работницы прекрасно понимают, от кого нужно требовать изменений и регулярно обращаются в органы власти с требованиями решить критические проблемы.

Однако без поддержки со стороны общества – со стороны тех же родителей, со стороны организаций, занимающихся проблемами работниц и работающих над улучшением положения женщин в Украине – 8 подарков для воспитательниц невозможно реализовать.

Так может время подарить им эту поддержку?

 

Оксана Дутчак, кандидат социологических наук, исследователь Центра социальных и трудовых исследований, специально для Українська Правда.Життя