1,3 миллиарда гривен, которые были заложены в госбюджете на печать учебников для 5-х и 9-х классов в этом году, пришлось передать на нужды ВСУ еще в первые дни войны. Об этом сообщает Бессарабия. UA со ссылкой на НУШ.

Нынешние пятиклассники, которые продолжат обучение в НУШ, могут вообще не получить учебники по новой программе. Так что в МОН и Верховной Раде заявляют, что ищут средства, чтобы обеспечить детей книгами.

КАК НЕ ПЕРЕЧЕРКНУТЬ РЕФОРМУ

В этом году около 400 тысяч пятиклассников начнут обучение по новой программе НУШ.

Народная депутат, секретарь Комитета образования, науки и инноваций Верховной Рады Наталья Пипа рассказывает, что 1,3 миллиарда гривен в 2022 году было предусмотрено на печать учебников для 5-х и 9-х классов (приблизительно по 650 миллионов). Но если 9 классы смогут учиться по старым учебникам, то с 5 классами ситуация критическая, ведь программа НУШ содержит много новых интегрированных курсов, учебники по которым никогда до этого не печатались. Чтобы реформа не остановилась, распечатать их просто необходимо.

“На текущий год расчет создавался ввиду того, что один учебник стоит примерно 97 гривен, – говорит Наталья. – Чтобы не потерять достижение реформы НУШ, нам пришлось сделать перерасчет минимум из минимума: чтобы напечатать учебники только по четырем основным предметам (украинский язык и литература, математика и история Украины) для 5-х классов, необходимо иметь 320 миллионов гривен. И здесь еще не учтены национальные меньшинства, потому что значительная часть детей изучают разные предметы на украинском языке. Например, есть румыны, которые учат математику на румынском языке”.

Пипа говорит, что если государство сможет до 1 сентября опубликовать учебники хотя бы по одному предмету – это будет достижением.

До войны, когда издательства работали, а в бюджете были средства, основная часть учебников к 1 сентября уже была напечатана. Окончательное наполнение портфелей происходило примерно до 15 октября. Учитывая те условия, которые мы имеем сейчас, этот процесс может продолжаться даже до декабря. Но если бы сегодня у нас появились средства хотя бы на печать математики, то, я считаю, к началу учебного года реально ее напечатать. В первую очередь это зависит от решений Кабмина и МОН”.

По словам депутата, в этом году конкурс выиграли пять разных учебников по математике от пяти авторских коллективов. Эти книги будут печататься частями, когда будет достигнуто понимание и согласие с авторами и издательствами.

КАК ПЕЧАТАТЬ В УКРАИНЕ

По словам Натальи Пипы , обычно больше всего учебников печатали издательства «Ранок» и «Фолио». Но пока окончательного решения относительно того, учебники каких издательств будут опубликованы, нет, поскольку многие из них располагались в Харькове, и с начала войны большое их количество уничтожено или разрушено.

“Часть издательств передислоцировали на Запад Украины. Теперь они ищут бумагу для печати, потому что ее не хватает не только в Украине. Что касается источников финансирования, то я посылаю запросы в различные фонды и городские советы, МОН коммуницирует с министерствами других стран. Прежде всего, это министерства образования Польши, Румынии и Венгрии, чтобы они обеспечили учебниками детей из национальных меньшинств, а по возможности помогли напечатать книги на украинском».

Директор издательства «Ранок» Виктор Круглов рассказывает, что издательства уже подготовили оригинал-макеты для печати. В частности, команда его издательства дорабатывала учебники для 5 класса под обстрелами в бомбоубежищах.

Харьков является полиграфической столицей Украины, почти 90% всех книг до войны печатались именно здесь. Сейчас город регулярно страдает от обстрелов, а учебные книги нужно напечатать несколько миллионов. Возможности это сделать сейчас в Украине я не вижу“.

Помимо нехватки возможностей для печати учебников Виктор акцентирует внимание еще на одной проблеме: время.

“Правительство направило все средства на нужды армии. Но даже если бы была возможность безопасной печати и гарантия оплаты, понадобятся минимум шесть месяцев для печати и развозки учебников в школы. То есть, если начать печатать сегодня, то в школы книги доедут примерно на Рождество”.

СПАСУТ ЛИ СИТУАЦИЮ ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ

Под постами на тему печати учебников можно встретить комментарии, что печатные версии учебников не так уж необходимы. На это отвечает Наталья Пипа:

“PDF-версия, конечно, должна быть, но очень важно, чтобы часть учебников осталась в бумажном виде, потому что, во-первых, не все дети имеют гаджеты, а во-вторых – это разная нагрузка на зрение и разное удобство работы.

Многие родители все-таки просят для своих детей бумажные учебники. Да и дети лучше овладевают материалом, когда они имеют обе версии: и бумажную, и электронную.

Даже Эстония, ведущая страна в применении электронных учебников, в обучении сочетает их с печатными версиями” (PDF-версия учебника не является полноценным электронным учебником, а только электронной копией бумажного – ред.).

Наталья Пипа отмечает, что лучше было бы провести опрос родителей по поводу потребности в бумажных учебниках и так определить количество печатных экземпляров.

“Но сейчас война, есть много дискуссий относительно очного и онлайн-обучения, исключение из программы зарубежной литературы произведений русских писателей… Иметь еще отдельную дискуссию по учебникам некогда. Впрочем, если бы я представляла исполнительную власть, то глубже погрузилась бы в эту тему и со временем сокращала количество бумажных учебников”.

Также она добавляет, что санитарные правила определяют, что до определенного возраста ребенок может проводить только 20 минут с гаджетами.

“Но нужно учитывать также мировую практику. Возможно, есть смысл пересмотреть эти требования.

Разработку интерактивных электронных учебников Виктор Круглов называет выходом, который спасет украинцев от образовательной катастрофы.

Это должны быть не PDF-копии бумажных, а именно современные электронные учебники по аудио, видео, тестам, возможностью работать онлайн и офлайн на любых устройствах с любыми размерами экрана и применением формовочной оценки.

Наталья Пипа тоже поддерживает переход на электронные учебники, но говорит, что такую реформу невозможно внедрить до 1 сентября:

“Нужно изменять подзаконные акты, входящие в компетенцию МОН. На это нужно минимум год и большое желание министерства”.

В то же время, даже для того, чтобы иметь все учебники в PDF-формате Минобразования должно выкупить интеллектуальные права у авторов, заплатить им гонорары. По словам Натальи, именно таким путем и придется пойти, а по мере поступления средств печатать учебники по основным предметам.

Подводя итоги, Наталья Пипа говорит, что все-таки видит свет в конце тоннеля:

“Мы не имеем права пренебречь и перечеркнуть реформу НУШ. Понятно, что до 1 сентября осталось очень мало времени. Но мы надеемся, что министерства других стран и международные партнеры поддержат нас в эти трудные времена”.