Татьяна Кирчева

Эти потрясающе красивые расписные тарелки словно сошли с заводского конвейера. Но если внимательно всмотреться, двух одинаковых не найти. Каждая — эксклюзивной ручной работы, настоящее произведение искусства. А соединяет цвета и линии в завершенный гармоничный рисунок учитель украинского языка Котловинской школы Ренийской громады Татьяна Кирчева, сообщает Бессарабия.UA.

На роспись каждой тарелки, в зависимости от сложности, уходит от шести часов до двух дней. Но Татьяна Николаевна даже не замечает, как бежит время за работой — настолько интересен и увлекателен сам процесс нанесения рисунка на поверхность посуды.

— То, чем я занимаюсь, называется точечной росписью, — рассказывает Т.Н. Кирчева. — Заинтересовалась этим видом декоративного творчества полтора года назад совершенно случайно и где-то даже неожиданно для себя, но большую роль, конечно, сыграла моя тяга к прекрасному. Если вижу что-то красивое, какую-то интересную творческую работу или произведение искусства, то никогда не прохожу мимо. Тем более что мне всегда нравилась красивая посуда. Много интересных образцов подобной росписи увидела в Фейсбуке, в Инстаграм. Есть еще такой полезный ресурс, как Пинтерест, где я тоже почерпнула для себя много нового. В конечном итоге сработал такой принцип: увидела — понравилось, попробовала — получилось. Признаться, когда сделала первую тарелку, была приятно удивлена результату, для меня в какой-то мере стало открытием, что смогла пройти этот достаточно кропотливый и трудоемкий процесс от начала до конца. А дальше, как говорится, пошло-поехало.

— Какую посуду вы используете для своих работ? Обычную керамическую?

— С керамикой работают более опытные мастера, которые сами могут рисовать. На тарелку карандашиком наносится шаблон, который потом обводится точками и закрашивается красками. А начинающие или просто любители работают со стеклянными тарелками. Здесь тоже нужен шаблон (используется либо уже готовый, взятый с Интернета, либо изготовленный самостоятельно) и дальше начинается собственно творчество, потому что шаблон представляет собой лишь основной узор, а, как и чем его наполнять — размеры, цвета – я выбираю уже сама.

— Для нанесения узоров требуются какие-то особенные краски? И какими пользуетесь инструментами?

— Я использую акриловые краски различных производителей. Например, Cadence, Art Kompozit, которые поставляются в тюбиках. Перед работой краску нужно налить в небольшую емкость и вооружиться таким инструментом, как дотс (dots – точки), который представляет собой маленькую тонкую палочку с наконечником в виде металлического шарика. Макая дотс в краску, очень удобно рисовать точки разного размера, потому что с металлического шарика она очень хорошо стекает. И не только точки, но и разные завитушечки, похожие на запятые с очень красивыми тонкими хвостиками. Делается это так: нанес дотсом точку и тянешь ее. Можно тянуть ровно, можно под уклоном в сторону. А еще этим инструментом можно рисовать вензеля. Вообще-то, дотсы большей частью используются мастерами ногтевой эстетики, которые делают маникюр, но вот им нашлось применение и в искусстве точечной росписи тарелок.

Я также использую в работе готовые акриловые контуры и тоже разных производителей — Tair, Decola. Они представляют собой небольшие тюбики по 18-20 грамм c острыми носиками, из которых тоненькой струйкой выдавливается краска. То есть не надо ничего никуда макать. Контурные краски сами по себе очень красивые и яркие. Когда их наносила с внешней стороны, то стекло тарелки немножко скрывало их красоту. Потом попробовала наносить их с внутренней стороны, и тогда яркость и красота красок раскрывалась в полной мере. Еще одна особенность контурных красок — особая, вязкая текстура, которая позволяет создавать на поверхностях объемный рисунок или, иначе говоря, рельеф. Он очень приятный на ощупь, пальцами можно почувствовать каждую точечку, каждый изгиб. А еще изображение на тарелке очень красиво переливается в зависимости от того, под каким углом на него падает свет. Есть краски с перламутром, с блестками, что лишь добавляет красоты, яркости и сочности.

— Тарелки, которые вы расписываете, являются декоративными или ими можно пользоваться по прямому назначению на кухне?

— У меня два вида расписных тарелок, которые отличаются тем, с какой стороны нанесен рисунок — внутренней или внешней. Если с внешней, то такой тарелкой можно пользоваться как посудой, но подавать в ней блюда не рекомендуется, ее можно использовать только для конфет, печенья, фруктов. Тарелки же, которые расписаны с внутренней стороны, являются сугубо декоративными и могут использоваться только для украшения интерьера. Все эти ограничения на применение по прямому назначению связаны с тем, что акриловое покрытие, соприкасаясь с жидкой средой и моющими средствами, может отслоиться. Но даже если и не было бы угрозы повреждения краски, налить в такую тарелку суп все равно не получилось бы, потому что они плоские. Я в основном использую для работы именно такие, потому что на них очень хорошо виден рисунок.

— Насколько процесс росписи трудоемкий? Не кажется ли он вам рутинным? Какие эмоции испытываете в этот момент?

— Особенность росписи тарелок в том, что процесс этот многоступенчатый и выполнять его нужно практически с ювелирной точностью. Рисунки могут иметь несколько слоев и цветов, и пока не подсохнет предыдущее нанесение, к следующему шагу приступить невозможно, краска просто размажется, и все труды пойдут насмарку.

Конечно, эта работа может показаться со стороны рутинной и даже нудной. Многие мои подруги говорят, что не смогли бы этим заниматься, потому что над росписью нужно долго сидеть. А я как раз человек терпеливый и усидчивый, поэтому совершенно не чувствую никакой рутины, меня ничего не напрягает. Наоборот, я испытываю радость и огромное удовлетворение, когда вижу результат. А еще мне очень приятно, что мои работы нравятся людям. Первые свои тарелки я просто дарила родным и знакомым, а потом совершенно чужие люди стали меня спрашивать, можно ли их у меня купить? Однажды мне даже сделали большой заказ – целый сервиз из шести тарелок. Это была одна из моих первых работ. Вот с них, кстати, можно было даже есть курбан.

Как известно, в нашем селе успешно работает проект «Дестинация Котловина», в рамках которого к нам приезжают туристы. Руководитель этого проекта – директор школы Прасковья Яковлевна Долапчи – как раз и побудила меня дальше развиваться в этом направлении. Мои изделия выставлены в музейном комплексе школы, и гости нашего села, посещая его, при желании могут их приобрести. Хочу заметить, что многие тарелки я расписываю национальным орнаментом – гагаузским, татарским, узбекским (пахта), русским (вологодские кружева). Один из гагаузских орнаментов — виноградные листья — я сделала сама, а другие я взяла из книги гагаузского художника и тыквенных дел мастера Петра Влаха «Баллада о Гагаузии». Он, в частности, расписывал сусак – традиционную гагаузскую декоративную тыкву. Из нее, к слову, в старину изготавливали ковшики, лейки для вина.

— Насколько нам известно, у вас есть еще одно хобби, вы увлекаетесь вышиванием шаров…

— Да, это искусство называется темари, и пришло оно к нам из Японии. Собственно, слово «темари» и переводится с японского как «ручной мячик». Вышиванием шаров я увлекаюсь даже дольше, чем росписью тарелок – четыре года. Берется шар (обычно пенопластовый), обматывается тонкой ниткой хорошим таким, толстым слоем и потом на нем делается точная разметка, буквально по миллиметрам и вышивается четкий геометрический орнамент. А вот японцы в старину изготавливали шары для вышивания из куска ткани, который набивали рисовой шелухой. Чтобы придать шару правильную форму, они катали его, долго наматывали на него нитку, пока он не становился идеально круглым. Мы с моим сыном даже готовили исследовательскую работу на эту тему в рамках Малой академии наук, в которой показали, какие у меня есть образцы узоров, какие разметки я использую, и в области его работа заняла второе место.

— Татьяна Николаевна, расскажите, пожалуйста, немного о себе, своих родителях, людях в Котловине, известных и уважаемых. Какое самое главное напутствие они дали вам в жизни?

— Мой папа Николай Николаевич Маринов, к сожалению, уже покойный, много лет возглавлял совхоз «Победа», а затем ОАО «Семсовхоз «Перемога». Мама Вера Константиновна всю жизнь проработала в школе учителем математики, сейчас на пенсии. Я пошла по стопам мамы, закончила сначала Белгород-Днестровское педучилище, а потом, когда уже работала в Котловинской школе, заочно училась в Измаильском государственном гуманитарном университете.

Родители, воспитавшие нас, троих детей, значили и значат для меня очень много. Учили быть вежливыми и говорили нам так: «Здоровайтесь со всеми. Потому что если вы не знаете этого человека, люди вас знают все». Они с детства приобщали нас к труду, учили быть аккуратными. У нас тогда был новый дом, в котором было очень красиво, и мама с папой приучали нас сохранять порядок и содержать его  в чистоте. Мы сами украшали интерьер. Наверное, оттуда и идет моя любовь ко всему прекрасному.