башмачницыНаши женщины могут всё! Как сказал когда-то Некрасов, коня на скаку остановят, в горящую избу войдут. Им подвластны все и современные, и «несовременные» профессии, которые по тем или иным причинам уходят в прошлое или стали непопулярными у сильной половины рода человеческого.

Вот, к примеру, обувных дел мастера. Моделировать и шить обувь есть кому, этому учат в институтах и занимаются на фабриках, но ремонтировать… Проясняя вопрос, журналист Бессарабии.UA посетил маленький, трудолюбивый и дружный коллектив обувной мастерской в Измаиле на улице Осипенко.

Да, былой очаг сугубо мужского ремесла здесь представлен женщинами. В сфере индивидуального обслуживания счёт мужчинам-сапожникам в последние годы идёт на единицы. А поскольку обувь имеет свойство изнашиваться и периодически нуждается в ремонте, ситуацию спасают, сами понимаете, кто.

Женщин трое: Мария Дмитриевна Онищенко, Рита Кондратьевна Лупу и Ольга Николаевна Федоренко. С некоторого времени коллектив сократился ровно наполовину. Работавшие в мастерской многие годы Николай Николаевич и Вера Илларионовна Тимошенко ушли на заслуженный отдых, а Юрий Валерьянович Федоренко умер, не дожив до пенсии. На этот счёт у коллег свои объяснения. Женщины, дескать, крепче, выносливее, да и эмоции не держат в себе, тогда как мужчины под давлением неблагоприятных обстоятельств, всякого рода производственных неурядиц замыкаются и разрушаются изнутри.

Репутация у мастерской хорошая. Женщины работают со знанием дела, сноровисто, добросовестно. Заказы выполняют в срок. Ремонтная номенклатура широкая. Если нужно – сделают набойки, заменят или вошьют «змейку», клиньями подгонят до комфортного объёма голенища женских сапожек, приклеят туфлям и ботинкам новую подошву взамен износившейся, отремонтируют каблуки, обеспечат до нужного размера растяжку, поставят защитную профилактику, – в общем, подошьют, подлатают, подкрасят и вернут обуви если и не первозданный, то очень даже «носибельный» вид. Для тех, кому жаль распрощаться с любимыми туфлями, это очень важно, тем более что затраты на ремонт в разы ниже новой покупки.

«Мы любим свою работу», – не без гордости было сказано всеми тремя, и такое признание показалось несколько неожиданным. Всё-таки возиться с истоптанными башмаками – не то же, что вышивать гладью, рисовать акварели или печь пирожные. А вот любят! «Вернуть обувь к жизни, придать ей достойный вид, порадовать заказчика всегда приятно», – просвещали меня мастерицы.

Эта психология имеет свои корни. Она возникает в процессе освоения ремесла, накопления опыта, навыков, которые придают уверенности в работе и доставляют удовольствие от её выполнения.  Мария Дмитриевна Онищенко, например, «сапожничает» в мастерской с 1977 года. Рита Лупу здесь уже 18 лет, Ольга Федоренко – с 1988 года. Орудовать молотком, шилом, дратвой учились у мастеров-предшественников. С Ольгой Федоренко – особый случай, она выросла в семье обувщиков, вместе с отцом Николаем Николаевичем, модельером-закройщиком, шила обувь ещё в цехе индпошива горбыткомбината, – был, оказывается, такой, и продукция его пользовалась спросом у заказчиков с нестандартными или больными ступнями. Не пренебрегали ею – кожаной, добротной – также обычные покупатели, особенно румыны, вывозившие в 80-х годах измаильскую обувь целыми партиями. Ассортимент, кстати, был достаточно широк: от босоножек до сапог, в том числе до обуви для танцевальных коллективов.

Словом, трудятся наши башмачницы в мастерской на улице Осипенко во всеоружии опыта, и не хуже мужчин. Квалификацию приобретали на месте. Со смехом вспоминают практику присвоения очередных разрядов. Всё делалось просто: покойный директор горбыткомбината Андрей Ильич Урсан инкогнито присылал на ремонт пару туфель, и разряд присваивался в зависимости от оценки на этом «экзамене». О сегодняшнем профессионализме мастериц свидетельствует ряд висящих на стене Почётных грамот в рамочках, подписанных городским головой.

С переходом на рыночную экономику горбыткомбинат распался. Обувщики разбрелись по собственным мастерским. Не стало отраслевого начальства, ведомственной опеки, – всё делают сами: и ремонтируют, и материалы закупают. Тут надо знать материаловедение – какую кожу закупать, какие клеи, нитки, подошвы, гвозди, инструменты. Собеседницы подчёркивают: в ремонт они принимают разную обувь, в том числе из кожзаменителей, но для ремонта используют только кожу.  О качестве отечественной и импортной обуви говорят так: «разное». Хорошая обувь – дорогая, плохая – дешевая, без различия страны-производителя. Отмечают растущие достоинства обуви украинской фирмы «Мида».

Под конец визита вопрос: как ухаживать за туфлями-ботинками-сапожками? Тут рекомендации профессионалов очень нелишни. Мне сказали: не донашивать «до победного конца», когда уже спасать нечего, то есть ремонтировать вовремя. Не оставлять с неочищенной засохшей грязью. Мыть можно, но надо сразу же протирать насухо. И обязательно пользоваться кремом, содержащим не спирт, а воск. Это крем «Салтон», он есть у нас в продаже в чёрном, коричневом и бесцветном вариантах.

Последний штрих к коллективному портрету измаильских башмачниц: даже делая мужскую работу, женщины остаются женщинами. В руках – то шило, то молоток, но на пальчиках – яркий маникюр. Вот так!

На фото слева направо: М.Д. Онищенко, Р.К. Лупу, О.Н. Федоренко