Опубликованный Бессарабским медиахолдингом материал о поиске подрядчика для работ по  обновлению Городского сада вызывает желание прояснить некоторые существенные детали будущей реконструкции.

Покровский собор и сад напротив – сердце Измаила, его если и не историческое, то градостроительное ядро, требующее особо бережного отношения как к самим этим объектам, так и к их ближайшему окружению.

Об окружении, вообще-то, разговор отдельный. Но двумя словами здесь можно заметить, что архитектурный облик и состояние построек по улицам Садовой, Бендерской, Адмирала Холостякова и Покровской, в периметр которых заключены территории собора и Городского сада, мало соответствуют статусу центра. И, таким образом, попытку реконструировать и обновить этот зелёный уголок можно было бы только приветствовать, если бы  не некоторые детали проекта, реализация которых способна свести на  «нет» благие ожидания от замысла.

Что вызывает опасения? Прежде всего, дефицит информации о проекте – его идее, обоснованности, содержании, авторах-разработчиках, уровне их творческой компетентности. Проект не был представлен  общественности и не прошёл общественное обсуждение. А ведь объект реконструкции  не рядовой – природно-исторический, и стоит внимания горожан, их замечаний и возможных пожеланий. Достаточно сказать, что даже несколько опубликованных в  СМИ Бессарабского медиахолдинга рисунков  общего плана дают  основания для критических оценок, к которым проектировщикам, очевидно, следует прислушаться.

Городской сад, напомню, наделён статусом памятника садово-паркового искусства местного значения. А в 1959 году он был, ни много ни мало, включён во Всемирный (!) ботанический справочник как дендропарк. То есть предания о том, что каждый измаильчанин из путешествия по миру привозил в этот парк какой-нибудь  диковинный саженец, не красивая легенда, а  быль. Этот зелёный оазис был общим делом и детищем всех горожан, – нам бы, нынешним, поучиться у предков такому энтузиазму.

Ну а что сделали из всемирно зарегистрированного дендропарка весной прошлого года, наша коллега Антонина Лубченко уже сообщала. В ходе «омоложения» деревьев и так называемой санитарной очистки большая часть редких кустарников была практически уничтожена. Между тем проект модернизации к тому времени был готов! Куда спешили? Представители власти в лице начальника УЖКХ С.Жука и городского головы А.Абрамченко виновных в варварстве не нашли, а факт вандализма констатировали с эпической невозмутимостью. Прямо  как Путин, ответивший на вопрос Ларри Кинга о судьбе российской подлодки в Баренцевом море с простодушием наивного циника: «Она утонула…»

Но ближе к проекту. Детали трогать не стану, ибо ничего о них не знаю. Какие будут «арки при входе в зелёную зону» – неизвестно, как неясно и то, нужны ли они вообще. Что подсадят в парк взамен выкорчеванного – тоже тайна. А вот ротонда на фоне собора видна отчётливо. И она вызывает вопросы.

Во-первых, она заслоняет вид на собор. Во-вторых, непонятно её назначение. В-третьих, она попросту избыточна, поскольку через дорогу, с  правой стороны от собора, уже стоит аналогичный «шедевр», бесконтрольно воздвигнутый впавшими  в строительный раж измаильскими иереями-зодчими, – образчик вопиющего нарушения архитектурных правил, известных ещё древним грекам. Какое доверие и у кого может вызывать проект, не учитывающий таких элементарных вещей?

Ещё один объект парка, никак не осмысленный и не затронутый планом реконструкции – памятник воинам-«афганцам» измаильского призыва. Тема болезненная, сакральная,  крайне деликатная, а потому публично не обсуждаемая, –ведь она требует предельной честности оценок  и чёткости решений.

Ни в коем случае не преуменьшая значимость участия наших ребят в афганской войне, не умаляя их ратных трудов и верности присяге, не желая принести боль их близким, не сомневаясь, наконец, в благородстве намерений тех, кто инициировал установку памятника, вынужден  сказать вслух то, о чём давно говорят в Измаиле: памятник – неудачный, и планируемая реконструкция Городского сада – резонный повод, чтобы заодно реконструировать и этот монумент.

К сожалению, такая идея не посетила ни головы заказчиков, ни умы проектировщиков. Никого не смутила ни конвульсивная поза бронзового бойца, которому хулиганы к тому же периодически ломают то правое предплечье, то запястье; ни плоскостная  грубая каменная стена-карта Афганистана за его спиной, наполовину рассечённая проёмом в виде православного креста (интересно, что означает  данный символ в  религиозно-геополитическом плане: расколотая христианством исламская страна?  Бред какой-то).

Не только специалист – всякий прохожий, не обделённый сколько-нибудь развитым эстетическим чувством, найдёт изъяны в этом памятнике.  Долг уважения к павшим согражданам требует устранения недостатков и придания мемориалу достойного вида. В конце концов должны же  «отцы города» когда-нибудь научиться привлекать к решению  задач монументальной пропаганды профессионалов – скульпторов, архитекторов, художников, а не любителей, ваяющих продукцию в расчёте на провинциальную невзыскательность.

Помимо прочего, наличие,  если угодно, соседство  монумента означает и то, что необходимо уточнить или пересмотреть общую концепцию Городского сада. Это явно не тот случай, о котором можно сказать словами песни: «В городском саду играет духовой оркестр…»

 Что мы получим  в результате реконструкции? Дендропарк? Зону отдыха и развлечений? Памятное место? Над этим должны подумать авторитетные люди,  и уж точно  не сермяжные землеустроители из городского управления градостроительства и архитектуры или инспекторы по благоустройству. Подумать, чтобы скорректировать  техническое задание. А уж потом  озаботиться поисками  подрядчика,  стараниями которого Городской сад будет облагорожен и обновлён.