Ирина-Вишневская

22 января в Ukrainian Art Center в Лос-Анжелесе (США) откроется персональная выставка одесской художницы Ирины Вишневской. «Код идентификации» – это картины Ирины на домотканных коврах. Об этом сообщает Культурометр.

Ковры и покрывала – известные атрибуты украинской культуры, которые всегда имели бытовое и обрядовое значение. В частности, домотканные гуцульские ковры богаты культовой символикой: каждый узор или орнамент – кодовый символ нации, которым с древнейших времен пользовались для коммуникации с потомками. Это общение происходило путём передачи знаний и мудрости в форме схематических узоров. Также покрывала часто использовали как обереги. По своим символическим характеристикам ковер приравнивался к вышиванке и нес в себе код национальной идентификации.

Художница Ирина Вишневская имела возможность ощутить магическое влияние домотканных покрывал еще в детстве, ведь выросла среди гагаузской культуры, где коврам также свойственен символизм.

Гагаузы – тюркоязычный народ, проживающий на территории Бессарабии (Молдова и юг Одесской области в Украине) и исповедующий христианство. Это одно из национальных меньшинств Украины, которое до сих пор не потеряло собственной культурной самобытности, несмотря на тяжелые исторические условия.

В частности, в течение ХХ века национальной целостности гагаузов периодически наносили удар румынизация, аннексия Бессарабии Советским Союзом, Голодомор 1946-1947 годов. Коллективизация и раскулачивание привели к вывозу вглубь СССР около двухсот гагаузских семей. Отдельные семьи спасались бегством в Донбасс. Сегодня гагаузский язык занесен в список ЮНЕСКО как вымирающий.

Планомерное вытеснение и подавление гагаузской культуры историческими и глобализационными процессами натолкнуло Ирину Вишневскую на создание уникальной серии живописи на традиционных коврах, призванной воспроизвести красоту быта и обычаев этой народности. Изображая сюжеты по культурной действительности гагаузов, госпожа Вишневская вроде бы выполняет своеобразную миссию – показать невидимое, освободить заточенное, возродить истинное. Художница умело сосредотачивает фокус внимания зрителя на культурной традиции как главном залоге существования народа. В ее творчестве ковры выступают не просто фоном для живописи, а космической материей, из которой все возникает. Так мы говорим с прошлым.

Что нам, украинцам, известно о быте и традициях национальных меньшинств, бок о бок с которыми мы сосуществуем на протяжении веков? Какие их исторические и культурные параллели идут рядом с нашими? Осознаем ли мы до конца, насколько важное значение для народа несет миссия сохранения собственной культуры – этого кода идентификации, делающего нас частью сложной исторической реальности? Ища ответы на эти вопросы в собственном искусстве, Ирина Вишневская побуждает зрителя к размышлению. Куратор проекта – Елена Колыш, при содействии коллекционера и мецената Михаила Дудникова.

Ирина Вишневская (IraVish) – художница, живущая и работающая в Одессе. В юном возрасте художница связала свою судьбу с журналистикой: работала репортером, редактором, издала пять художественных и публицистических работ. К занятиям живописью вернулась в зрелом возрасте. Ирина – активная участница коллективных художественных проектов. Художница пишет в стиле романтического примитивизма. «В своем новом амплуа я по-прежнему остаюсь журналистом, поэтому каждая моя картина – это история с иногда сложным, запутанным сюжетом, имеющим продолжение», – объясняет Ирина.