«Поздравляем, вы – Екатерина II. Ваше обаяние практически безгранично. Признайтесь, вас любят и люди, и животные. Там, где другие разругались бы в пух и прах, вы умудряетесь сохранить со всеми хорошие отношения. Вы превосходный тактик и прирожденный чтец чужих душ. Поделитесь этим с друзьями и узнайте, кто из великих людей есть в вашем окружении».

Каждому из нас время от времени в ленте Фейсбука попадаются подобные посты, сопровождаемые стоп-кадрами из исторических кинофильмов, портретами знаменитых актеров, политиков и звезд эстрады, умиляющими взгляд фотографиями детей или животных, яркими пейзажами и изображениями героев любимых мультфильмов. И в любом из них тот, кто прошел тест, смел, как тигр, непокорен, как водопад, умен, как Юлий Цезарь, и трудолюбив, аки пчела.

Прохождение персональных тестов – одно из любимых увлечений многих украинцев, которые ежедневно делают репосты их результатов наряду с теориями заговоров, в обилии поставляемыми в мировую сеть доморощенными конспирологами. Но, играя в интернете в такие невинные на первый взгляд игры, мало кто задумывается, что он в это время сам становится игрушкой в умелых руках маркетологов.

Явление, о котором идет речь выше, носит название «квиз-маркетинг». Квиз — это вид викторины, в которой участнику предлагается выбрать один из нескольких готовых вариантов ответа.  Человеку, развлекающемуся таким образом, даже не нужно что-либо писать в полях ввода. Достаточно кликнуть на подходящий вариант ответа, а чаще всего просто на понравившуюся картинку и перейти к следующему вопросу.

Максимально лаконичные вопросы, простота выбора, отсутствие необходимости думать (ничего общего с тестированиями на предмет знаний в определенной области такие викторины не имеют), соревновательный элемент и моментальный результат – такое сочетание позволяет увлечь игрой даже очень искушенного пользователя. К тому же, пройдя квиз, игрок получает награду. Нематериальную, конечно, зато тешащую самолюбие. Скромная продавщица из магазина детских игрушек вдруг узнает, что на самом деле ее роль в жизни – «светская львица», водитель такси становится «властелином колец», а охранника из супермаркета тест извещает, что он хоть и «торт», но все-таки «Наполеон». А еще этим результатом участники квиза могут поделиться с огромной аудиторией, что до начала эпохи интернета в принципе было невозможно.

Так кто же и, главное, зачем поставляет пользователям Фейсбука подобные развлечения в таком огромном количестве? Или, проще говоря, кому это выгодно?

А пользу от этого получают те, у кого есть цель что-либо нам продать. Причем далеко не всегда это товар или услуга. И предложение купить новые часы или суперкрутые кроссы сразу после завершения квеста вы тоже не увидите. Потому что задача квиза не заставить вас сейчас что-либо сделать, а собрать о вас как можно больше информации.

А теперь на минуточку представьте себе, что вы живете в квартире с полностью прозрачными стенами и полным отсутствием звукоизоляции. И все, кто проходит мимо вашего дома, видят что у вас на завтрак, как вы реагируете на утренние новости, как вы надеваете новые шорты, безуспешно пытаясь спрятать в них предательски вываливающиеся бока, слышит, как вы ругаетесь с мужем из-за того, что он опять задержался на работе, и отчитываете детей за неправильно сделанные уроки. Как вы думаете, как будут вести себя прохожие, ставшие свидетелями подобных сцен?

Уже через минуту в дверь вашего дома постучит продавец льняных отрубей и начнет рассказывать, что вам немедленно нужно изменить свой рацион, иначе шорты на вашей талии точно никогда не сойдутся. И прыщик на лбу у вас от яичницы, которая сейчас аппетитно дымится на сковороде и которую срочно нужно выкинуть в мусорное ведро. Следом за ним в дверь позвонит психолог, готовый за очень умеренную плату помирить вас с мужем, свекровью и прочими родственниками до седьмого колена. Затем вас посетит представитель фармацевтической компании, предлагающий приобрести чудодейственный препарат против стресса, средство для похудения и очищающий комплекс против прыщей в одном флаконе. Следующим в череде гостей будет репетитор, обещающий за месяц сделать из ваших детей вундеркиндов.

«Слава Богу, что за мной никто так не наблюдает», – скажете вы. И будете абсолютно неправы. Потому что вы сами ежедневно, даже не подозревая этого, открываете двери в свой дом подобным визитерам.

В 2008 году Михал Косински, тогда еще аспирант Кембриджского университета, а сегодня ученый с мировым именем, вместе со своими однокурсниками придумал приложение MyPersonality для «Фейсбук», предлагающее каждому пользователю пройти онлайн-тест. По его завершении пользователь получал свой «психологический портрет», а авторы приложения – личные данные опрошенного. Игра в считанные дни стала невероятно популярной: люди, которых Косински просил поделиться с ним результатами теста, распространяли ссылку на приложение среди своих виртуальных друзей с рвением, достойным лучшего применения. В конечном итоге создатели MyPersonality получили информацию о миллионах людей.

После этого Михаил Коcински начал изучать другие действия испытуемых в «Фейсбук» – «лайки» и «репосты», выясняя, как они коррелируют с их полом, национальностью, возрастом и местом жительства. В 2012 году ученый усовершенствовал свою модель и доказал, что для определения цвета кожи испытуемого необходимы 68 «лайков» в «Фейсбук», а затем разработал программу, позволяющую создавать «психологический портрет», раскрывающий все черты характера изучаемого человека с помощью 10 изученных «лайков». Когда Михал Косински опубликовал статью, подробно описывающую его ноу-хау в психологии, он получил два звонка: жалобу и предложение о работе. Оба поступили из компании «Фейсбук». Интересно, не правда ли? Но, поверьте: то, что вы прочитаете дальше, еще интереснее.

После предыдущих выборов президента США аналитическая фирма Cambridge Analytica, по некоторым данным, заполучившая результаты исследования Михаила Косински и нанятая кампанией Дональда Трампа, обнародовала информацию о том, что она при помощи таких тестов на протяжении многих лет собирала личную информацию миллионов избирателей. Целью таких действий было создание цифровых профилей, которые могут предсказывать ценности, беспокойства и политические настроения рядовых американцев. Утверждать достоверно, что фирма использовала полученную информацию для воздействия на людей и манипуляции их политическими взглядами, сложно. Отчеты говорят, что нет, по крайней мере, не напрямую. Но если знать, к примеру, что человек является ярым противником легализации взаимоотношений в сексуальных меньшинствах, и ежедневно подталкивать его к мысли, что определенные политические силы могут в масштабах государства эту проблему решить, то можно добиться поистине впечатляющих результатов.

«Компании, анализирующие большие объемы данных, которые вы им сами и поставляете, уже знают ваш возраст, доход, любимые хлопья и когда вы последний раз голосовали. Но компания, способная добиться точного психологического таргетинга, может предложить гораздо более эффективные инструменты: способность манипулировать поведением, понимая, как кто-то думает и чего он или она боится», – так охарактеризовали работу Cambridge Analytica журналисты New York Times.

Популярность квиз-викторин вызвала серьезный интерес со стороны ученых-психологов.  Пытаясь понять, почему люди не устают от них, даже если их результаты явно не имеют ничего общего с реальностью, специалисты пришли к выводу, что причиной тому являются банальная скука и нарциссизм.

Кстати, последний – виновник еще одного повального увлечения пользователей «Фейсбук» – распространения текстов подобного содержания: «Друзья, отзовитесь! Действительно, у меня почти 5000 ФБ-друзей, а я в новостях вижу только 20-30. Советую обновлять систему, чтобы ваши посты видели…». Пытаясь таким образом привлечь внимание к своей странице, человек проявляет потрясающую самонадеянность, уверяя сам себя в том, что его посты мало кто читает не потому, что они скучные, а потому что сотрудники офиса в Силиконовой долине денно и нощно ищут способы скрыть эти важные сведения от общественности.

На самом деле все эти разоблачающие публикации создаются с единственной целью – собрать базу данных о доверчивых людях, которым можно потом продавать чудодейственные средства для лечения от всех болезней, привлекать их к участию в финансовых пирамидах, подкидывать информацию о появлении нового вида чупакабры и «втюхивать»  различные конспирологические теории, которые те с удовольствием будут распространять среди друзей, внося еще большую смуту в и без того неспокойное общество.

Поэтому, вместо того, чтобы проходить очередной тест на тему «какой ты цветочек», лучше прогуляйтесь в парке и полюбуйтесь цветами на клумбах. Можете даже сделать селфи на их фоне и выставить в «Фейсбук». Только не требуйте при этом от его создателей соблюдения авторских прав на фотографии, которые сами же выставляете на всеобщее обозрение. Это, как минимум, глупо.

И помните: все, что вы делаете в интернете, похоже на один большой опрос: каждый ваш клик рассказывает создателям различных приложений и флэшмобов о каких-то ваших особенностях и чертах характера. А результаты ваших тестирований видите не только вы и ваши друзья, но и тот, кому это по каким-то причинам может быть очень выгодно.