Католическое рождество

С 2017 года в Украине на законодательном уровне стали отмечать католическое Рождество. Уже четвертый год подряд 25 декабря является государственным выходным, и украинцы в большинстве своем посещают церковные службы, рождественские ярмарки, выставки и ходят в гости. А вот в южной части Одесской области, в Бессарабии, этот праздник отмечают особым образом. Об этом сообщает Бессарабия.UA.

В молдавском селе Орловка уже на протяжении многих десятилетий Рождество принято отмечать как раз 25 декабря. Здесь ежегодно совершается старинный рождественский обряд, аналогов которому нет нигде – Мошу или Мошул. В обряде принимает участие практически все село, он очень яркий и зрелищный.

За несколько недель до обряда готовятся необходимые атрибуты: маска Мошу из кроличьих и козьих кож, украшенная кожаными ремешками, лошадиным волосом, шерстяными нитями, бобами и нимбом из цветов и разноцветных лент и мечуке – полуметровые дубины из рогозы, с большой ручкой, туго стянутые дротом, который изготовляют сами ребята. На кожаном поясе Мошула закрепляют четыре больших колокола, обычно одевающих на шее быков. Когда Мошу бежит или приплясывает, раздается характерный звон. К слову, вес колоколов около 6 кг.

Вечером 24 декабря на каждой половине села собираются холостяки, которые отслужили в армии. Они одеваются в военную форму: одна часть села – в тельняшки, бушлаты и бескозырки, другая – в камуфляж десантников и пограничников. Таким образом, две команды, две «армии», во главе которых стоит свой Мошул, легко различить. За ночь колядники должны обойти все дворы. Чтобы успеть зайти в каждый двор, они вынуждены передвигаться бегом. Если Мошу пропустил какой-то двор, это считается плохим знаком, и следующий год принесет несчастье этому дому.

В доме, где есть незамужние девушки, хозяева после исполнения колядок должны отдать калач, символизирующий желание девушки выйти замуж в следующем году. Собирают калачи на длинную палку. И здесь есть свой особый смысл: калач является символом женского начала, а палка – мужского. Чем больше калачей будет собрано, тем лучше.

Когда сам Мошу заходит во двор, он начинает танцевать, а его свита бить по земле мечуками (дубинки). Ими молотят не только во дворах, но и по всему пути следования – по дорогам и тротуарам, прогоняя из села нечистую силу. В благодарность хозяева преподносят им вино и дают деньги.

На следующий день, 25 декабря, с утра в центре села начинает собираться народ. В девять утра команды пересекают условную границу, за которую не имели права переступить ночью. Оба Мошула под звуки барабанов постепенно сходятся в центре села, а вокруг них двигаются два хоровода, которые потом собираются в один. В его центре Мошулы сходятся в доисторическом танце. Далее две команды переталкивают друг друга, стараясь победить, а Мошулов при этом поднимают наверх. Когда один из Мошей теряет равновесие, давка прекращается, и состязание считается завершенным.

По окончании обряда, естественно, сельчане расходятся по домам и гостям, чтобы обсудить увиденное и услышанное за щедро накрытым бессарабским столом. К слову, с каждым годом этот обряд собирает всё больше зрителей из других городов и областей страны, которые своими глазами хотят увидеть необычное действо.