Фестиваль національних культур «Bolgrad Ethno Fashion — 2020» прошёл в субботу в Болградском районе. Осенний буджакский праздник, впервые состоявшийся в 2019 году, задумывался, как красочная акция по привлечению интереса бессарабцев, жителей других регионов Украины и зарубежья к культурному многообразию Болградского района – одного из самых «пёстрых» по этническому составу уголков Одесской области. Для гостей прозвучали народные песни в исполнении ансамблей местных сёл, зрителю демонстрировали национальные костюмы болгар, гагаузов и албанцев (заметим, что за минувшие столетия у жителей каждого села оформилась своя вариация того или иного одеяния), можно было также познакомиться с самобытными старинными обрядами этих народов, шутливыми сценками. Фестиваль сопровождался художественной экспозицией, фотовыставкой и ярмаркой изделий местных мастеров. Не обошлось и без ярмарки народных блюд, ведь бессарабские празднества немыслимы без угощений.  

К сожалению, в 2020 году эпидемия коронавируса наложила ограничения на все собрания, включая и праздники. Болградский фестиваль пришлось провести без гостей и в «урезанном» виде – в режиме «онлайн».  Даже в столь жёстких рамках энтузиасты-хранители обычаев из всех местных сёл – дмитровцы, банновцы, каракуртовцы, кубейцы, александровцы в разное время подготовили и разыграли свои концертные программы перед камерой. Видеозаписи «Bolgrad Ethno Fashion — 2020» будут доступны для просмотра на странице международного винного фестиваля «Bolgrad Wine Fest» в Фейсбуке в течение месяца.

Заглянем на творческие площадки участников фестиваля.  Болградский районный дом культуры показал дефиле в стилизованных костюмахМногоцветные наряды прошлого способны напомнить нашему современнику о том, что одежда народа служит не одним лишь утилитарным или эстетическим нуждам, но и скрывает в себе богатую символику, которая при внимательном рассмотрении расскажет немало историй из далёких времён.

Владыченский и Виноградовский дома культуры представили зрителям гагаузские «Сидянки», или «dernek» – традиционные посиделки, на которые вечерами предрождественского поста собирались женщины и девушки, чтобы за вышивкой, пряжей, плетением или иным рукоделием обсудить насущные житейские темы. «Сидянки» помогали обмениваться ремесленными навыками, давали «отдушину» для неспешного разговора и служили «мостиком» между разными поколениями женщин. Там, где на посиделки сходились девушки, собрания становились местом знакомств и общения будущих женихов и невест: на «сидянки», которые устраивались в разных домах одновременно, заглядывали ребята. Разумеется, тогдашние знакомства проходили в самых невинных патриархальных формах, ограничивались скромными беседами, а то и просто выразительными взглядами.

Хранители традиций из Дмитровского и Александровского дома культуры показали гагаузское сватовство («году») – обряд, без которого сотню лет назад не обходилось ни одно бракосочетание. Жениху предлагалось «выкупить» невесту, исполнив красивую песню. По окончании сватовства гагаузскую девушку повязывали платком и тогда она считалась невестой. После торжества вручались подарки. «Года» – «ступенька», ведущая к свадьбе.

Болгарской свадьбе сопутствовало выпекание «медовика» – свадебного хлеба, который подслащали мёдом и украшали гроздью винограда. В обряд приготовления сладкого медовика, символизирующего будущую благополучную, радостную семейную жизнь, вовлекались родственники и друзья жениха и невесты. В этом году сладкий хлеб для зрителей «пекли» фольклорно-этнографический хор «Буджак» из Виноградовки и Ореховский дом культуры.

Творческий коллектив Кальчево напомнил зрителю о другом обычае болгар – «Приготвяне чииза на булката». Свадьбам прошлых времён сопутствовала подготовка приданого невесты – одежды и предметов быта, которые годами собирались родителями для будущей семейной жизни своей дочери. Часть приданого – подарки, которые раздавались всем приглашённым на свадьбу. Остальное выставлялось напоказ односельчанам, а потом укладывалось в сундук – ещё один атрибут ушедших веков.

О том, как проходили весёлые албанские свадьбы, повествует сценка, поставленная творческим ансамблем из села Каракурт.

Во времена примитивной народной медицины уважаемым членом сельской общины болгар была «баба» – народная «акушерка» и «детский врач». Этим женщинам посвящался «Бабянден» – в один из зимних дней селянки собирались в гости к «бабе», приносили ей блюда и напитки. За приветствиями и благословениями следовало застолье, песни и шутки. Присутствие мужчин не приветствовалось. В сценке «Бабянден» артисты Дома культуры села Голица воссоздали атмосферу этого женского праздника.

Человек жив трудами – а труд на земле всегда был основой нашего существования. Ещё в начале прошлого века, большинство бессарабцев, живших на земле, в сёлах, не забывали об этом. Праздник «Трифон Зарезан», или Трифонов день, в исполнении кубейцев напоминает об обычае празднования дня виноградарей и винограда…

Программа праздника, на этот раз «дистанционного», содержала и другие представления –фотовыставку А. Барона «Болгарское в нас», проект из Банновки «Без прошлого нет будущего», танец «хоро» в кубейском народном музее «Стара кышта», криниченские «Коледни песни във Чушмелий» и прочие художественные работы. Есть все основания надеяться на то, что со временем новый художественный этнический фестиваль будет развиваться и поможет Болградчине стать туристическим «магнитом», который привлечёт гостей из многих ближних и дальних мест, а соседним общинам послужит хорошим примером для подражания. Прошлое, если переосмысливать его творчески, немало поможет будущему.