Он утверждает, что действовал по правилам и не стал причиной несчастного случая, сообщает венгерский специализированный ресурс HAJOZAS.HU, наблюдающий за ходом судебного разбирательства по делу, суть которого он и напоминает. Круизный корабль Viking Sigyn в Будапеште, вблизи моста Маргит, столкнулся и подмял под себя прогулочный катер Hableány («Русалка»), который и затонул. На экскурсионном судне было 35 человек: 33 южнокорейских туриста и венгерский экипаж из двух человек. Семерым туристам удалось спастись, тела 27 жертв нашли, одного южнокорейского путешественника до сих пор считают пропавшим.  

Судебные слушания проходят в Пештском центральном окружном суде. 65-летнего украинского капитана «Викинга» прокуратура обвиняет в недобросовестности (халатности), приведшей к «массовой катастрофе на водном транспорте с человеческими жертвами», а также в неоказании помощи. Предварительные слушания проходили в марте. Тогда подсудимый заявил, что не отказывается от своего права участвовать в обсуждении дела. Однако из-за коронавирусной эпидемии судебный процесс перенесли, и он возобновился только сейчас. На заседании 8 сентября обвиняемый Юрий С. (или Ц. – в зависимости от того, как прочитать венгерское обозначение) сообщил, что пока не дает показаний и не отвечает на вопросы, а знакомится с данными, добытыми в ходе предварительного следствия.

Тогда капитан рассказал, что 29 мая 2019 года, в 20 часов 50 минут, с пассажирами на борту он отошел от водной станции Академия в Нюрнберг. Хотя шел дождь, и было темно, видимость была хорошей, вода — высокой. Шел медленно, со скоростью 2-3 км/час, чтобы пассажиры могли лучше рассмотреть Парламент. Перед мостом Маргит увеличил скорость до 10-11 км/час и стал двигаться на свет в проеме моста. На этом участке реки были и другие суда – говорил обвиняемый.

В своих показаниях капитан сообщал, что видел меньшее судно, которое обогнало «Викинг» справа, держась на расстоянии 5-6 метров от борта, но после этого не следил за «Русалкой», сосредоточившись на прохождении под мостом. По радио никто не сообщил об обгоне, радар тоже не показывал малого судна, возможно, потому, что оно было слишком близко, рассказал капитан. Он только услышал, как находившиеся на носу теплохода туристы, закричали “boat” (катер, лодка), а через две-три секунды почувствовал сильный толчок. Сразу выключил двигатель и оповестил о происшествии Navinfo, матросы же бросились спасать пострадавших. Капитан «Викинга» показал, что малое судно их обогнало, а затем оказалось прямо перед «Русалкой». Потом, правда, уточнил, что услышал об этом только от пассажиров, находившихся на носу судна.

Капитан настаивал: вел судно строго по правилам и не знает, «что надо было бы предпринять, чтобы такого не произошло». Катер, заметил он, мог его обогнать, но не становиться поперек дороги, а 5-6-метровая дистанция — не достаточна. Таким образом, одессит не считает, что именно его действия привели к столкновению и трагедии.

На своем заседании 8 сентября суд заслушал привлеченных по делу специалистов. Экспертное мнение таково: «Викинг» обогнал «Русалку» слева, а капитан круизного лайнера неправильно оценил «имеющееся в его распоряжении пространство», решив, что успеет обогнать катер до моста и увеличив скорость до 11 км/час. Специалисты считают, что «Русалка» хорошо была видна на радаре, но отмечают, что радиосвязь между двумя судами отсутствовала.

Суд заслушал двоих из трех авторов экспертизы. Один из них сказал: это «Викинг» догнал «Русалку», а не «Русалка» преградила путь «Викингу». Эксперт заявил: у «Викинга» под ватерлинией нос узкий, острый, но над ватерлинией носовая часть расширяется, и, как только «Русалка» сблизилась с судном, носовая конструкция развернула меньшее судно перед «Викингом». По мнению специалиста, «Викингу» следовало менее интенсивно двигаться за «Русалкой».

Эксперт указал и на «непригодное для судоходства» состояние «Русалки». Действительно, в этом нечаянном поединке на воде силы столкнувшихся были не равны: «Викинг» – крупнейший круизный лайнер швейцарского пассажирского флота, а прогулочный катер «Русалка» построен в СССР еще в 1949 году. К тому же на «Русалке» было на одного матроса меньше, чем положено. Но эксперт уверен: если бы капитан катера действовал осмотрительно, то заметил бы, с какой скоростью приближается «Викинг», и, сбросив обороты, повернул бы вправо. Тогда суда столкнулись бы только бортами, и трагедии удалось бы избежать.

Ожидается, что суд продолжит заслушивать экспертов 14 октября.