С 1 июня начала действовать система автофиксации нарушений правил дорожного движения (путем фотосъемки или видеозаписи), специально размещенными приборами контроля. Фиксируются нарушения ПДД в автоматическом режиме, пока за превышение установленных ограничений скорости движения в Киеве и области, а впоследствии, на дорогах всей Украины.

О том, как система будет рассчитывать скорость, где можно найти полную информацию о наличии нарушений ПДД и сумме штрафов, как их избежать, специально для НВ рассказывает адвокат Татьяна Даниленко.

На сайте МВД содержится подробная информация, как система будет рассчитывать допустимую скорость. Так, согласно Правилам дорожного движения в населенных пунктах разрешенная скорость движения — не более 50 км/ч. В местах, где созданы дорожные условия, которые дают возможность двигаться с большей скоростью, разрешенная скорость движения может быть увеличена (по решению собственников дорог по согласованию с Национальной полицией). На автомобильных дорогах вне населенных пунктов разрешенная скорость движения транспортных средств — не более 90 км/ч, на дорогах с разделительной полосой — не более 110 км/ч, на автомагистралях — не более 130 км/ч. В Киеве движение транспортных средств — не более 50 км/ч. Нарушением скоростного режима будет считаться 50 + 20 + 3 км/ч = 73 км/ч (где 3 км/ч — погрешность в работе прибора). Согласно же решению КГГА с 1 апреля по 1 ноября на некоторых автодорогах города Киева будет разрешено двигаться по отдельным полосам со скоростью 80 км/ч. Максимально допустимая погрешность приборов контроля установлена — 3 км/ч. То есть превышением скорости будет считаться на данной полосе движения 80 + 20 + 3 км/ч = 103 км/ч.

Вскоре планируется внедрение автофиксирования проезда по специально определенной полосе общественного транспорта, на красный свет светофора, а также пересечения двойной сплошной линии. Планируется также автоматическое распознавание автомобилей, нарушивших правила парковки.

Поэтому, согласно ст. 14−2 КоАП административную ответственность за правонарушения, зафиксированные в автоматическом режиме, либо за нарушение правил остановки, стоянки, парковки транспортных средств, зафиксированные в режиме фотосъемки (видеозаписи) теперь несут владельцы, по которым зарегистрировано транспортное средство:

  • физическое лицо;
  • руководитель юридического лица; в случае если отсутствуют сведения о руководителя в Едином государственном реестре юридических лиц — лицо, исполняющее полномочия руководителя такого юридического лица;
  • в отношении транспортных средств, зарегистрированных за пределами территории Украины и такой ТС не подлежащих госрегистрации в Украине — лицо, которое везло такое ТС на территорию Украины.

Постановление о привлечении к административной ответственности печатается на бумажном бланке со специальными элементами защиты и в течение трех дней направляется ответственному лицу заказным письмом с уведомлением по адресу места регистрации (проживания) физического лица (местонахождения юридического лица) или вручается лицу, ввезшему транспортное средство (иностранная регистрация) на территорию Украины, соответствующими подразделениями Государственной пограничной службы Украины. Постановление вступает в законную силу после его вручения лицу или получения почтового уведомления о вручении или об отказе в его получении, или возвращения почтового отправления с отметкой о невручении.

Найти полную информацию о наличии нарушений ПДД и сумме штрафов, можно через электронный кабинет водителя на сайте Сервисного центра МВД.

Обжаловать постановление нужно в течение десяти дней со дня вступления постановления в законную силу (то есть 10-дневный срок на обжалование начинается с момента вручения лицу такого постановления или получения отметки невручении на основании отказа от получения или возврата почтового отправления с указанием причин невручения).

Следует обратиться в департамент патрульной полиции или восстанавливать нарушенные права в судебном порядке.

Владелец ТС имеет право подать иск в суд как по месту своей регистрации, так и по месту нахождения ответчика.

В случае пропуска срока на обжалование постановления по уважительным причинам (болезнь, командировка и т. д.), необходимо обратиться с заявлением о восстановлении срока на обжалование, предоставив доказательства, подтверждающие уважительность пропуска срока. В таком случае срок на обжалование может быть восстановлен судом или органом в котором обжаловано соответствующее постановление.

Разберем основные моменты, которые могут служить основанием для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности в сфере дорожного движения в режиме автофиксации.

Первое, ч. 2 ст. 61 Конституции Украины предусмотрено, что юридическая ответственность лица имеет индивидуальный характер.

Ч. 1 ст. 64 Конституции Украины четко определяет, что конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины.

По моему мнению, внедренная система МВД несовершенна, в том числе противоречит основным принципам, которые заложены Конституцией Украины, ведь ответственность возлагается не на лицо, совершившее административное правонарушение, а на владельца ТС. То есть, виновными признаются во многих случаях не причастные лица. Нарушается принцип презумпции невиновности лица.

Второе, комплекс может фиксировать несколько нарушителей одновременно, формируя для каждого авто отдельный пакет метаданных и информационных файлов: кроме самых фото- видеодоказательств, где должны быть распознаны номерные знаки, марка и модель авто, документ содержит информацию о точной геолокации измерительного прибора, времени фиксации и самом виде выявленного нарушения. Но, уже в настоящее время есть постановления с ошибками, например изображение авто, водитель которого нарушает ПДД, не соответствует указанному автомобилю, владелец, которого привлекается к ответственности, согласно тексту самого постановления.

Третье, определение доказательств по делам об административном правонарушении и их перечень регламентирован ст. 251 КоАП. Обязанность же доказывания правомерности наложения административного взыскания в случае обжалования постановления о привлечении к административной ответственности в соответствии со ст. 77 КАС возложена на ответчика — субъекта властных полномочий.

Это означает, что в случае ссылки истца (лица, привлечено к административной ответственности) на ненадлежащую сертификацию приборов фиксации нарушений в автоматическом режиме или отсутствие, например, информационно-указательного знака об установке камеры автофиксации нарушений ПДД и знака, ограничивающего скорость движения (любого другого дорожного знака за нарушение в зоне его действия, составлено постановление о привлечении к административной ответственности лица), именно ответчик должен доказать, что данные знаки были расположены именно в это время на определенном участке дороги и установлены (продублированы) на должном расстоянии, а не любом другом, ведь есть вероятность, что знак установлен так, что его не видно водителю или он поврежден (отсутствует) вследствие действий третьих лиц и т. п. В случае, если ответчик, не предоставит такие доказательства, это может служить основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности лица, в отношении, которого оно вынесено.

Перечень оснований не является исчерпывающим, ведь в каждом конкретном случае существуют обстоятельства и основания, на, которых обосновывается позиция истца в случае нарушения его охраняемых законом прав.

Подытоживая, отмечу, что новеллы законодательства и меры, принятые МВД с целью уменьшить аварийность и смертность на дорогах Украины, в целом положительны. Штрафы, которые безусловно получит владелец авто в случае фиксации нарушения правил ПДД, являются для большинства сдерживающим фактором, но в то же время нет сомнений, что суды получат дополнительную нагрузку в результате массового обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности в сфере дорожного движения в режиме автофиксации.
Татьяна Даниленко, адвокат.