В апреле т. г. Служба безопасности Украины провела обыски в исполнительном комитете Ренийского горсовета, в домах городского головы Игоря Плехова и его заместителя Елены Чакыр. В ходе проверки оперативники изъяли финансовую документацию. По официальной информации СБУ в Одесской области, обыски проводились с целью разоблачения схемы хищения государственных средств, выделенных на ремонт автомобильных дорог.

Исполком Ренийского горсовета подозревали в заключении с частным асфальтным предприятием более двух десятков контрактов, подписанных без обязательного соблюдения публичных процедур, предусмотренных действующими законами. В сообщении СБУ указывалось, что для внедрения схемы подрядчики редактировали бухгалтерскую и техническую документацию, внося в нее ложные сведения о фактическом объеме работ и использованных материалов. По предварительным оценкам специалистов, убытки государства составили около 4 млн грн.

В рамках уголовного производства по ч. 3 ст. 191 (растрата имущества путем злоупотребления служебным положением в особо крупных размерах) следователи устанавливают обстоятельства дела с привлечением всех участников махинаций. Разоблачение незаконной схемы проводилось под руководством прокуратуры Одесской области.

Журналист Бессарабского медиахолдинга связалась тогда с мэром Рени Игорем Плеховым, который подтвердил факт обыска.

«Все документы, что у них значились в списке, мы без проблем предоставили. Пусть смотрят, если мы что-то нарушаем. Кто-то слал анонимки в полицию, видимо, есть заказчик, которому я чем-то не угодил. Это жизнь», пояснил тогда мэр.

Некоторым СМИ Игорь Плехов заявил о политической травле. Якобы эти обыски являются следствием того, что во время парламентских выборов он агитировал против пропрезидентской партии. Кроме того, не забыли упомянуть о военизированном конвое во время проведения обысков в доме ренийского мэра, который передвигается на инвалидной коляске.

Так о какой же схеме хищения государственных средств идет речь? Почему ренийскими чиновниками заинтересовались СБУ и прокуратура?

Самые распространенные коррупционные злоупотребления в дорожной отрасли на местах – в закупках работ и услуг. Тендеры на ремонт дорог как местного, так и государственного значения должны происходить публично и прозрачно без привлечения подрядчиками фирм-однодневок. Год назад ренийские чиновники разработали «интересную» схему. Ренийский горсовет буквально за шесть месяцев успел заключить с никому не известным частным предпринимателем Степаном Матчиным 22 договора на общую сумму в 4,4 миллиона гривен на проведение текущего ремонта дорожного покрытия на 22 улицах Рени. Ямочный ремонт должны были провести на улицах Тихая, Соборная, Садовая, Циомика Фомы, Портовая, Кагульская, Будагяна, 25-й Чапаевской дивизии, Спортивная, Кишиневская, Рыбацкая, Измаильская, Карташова, 3-го Гвардейского полка, Пушкина, Дулоглу Виорела, Гагарина, Пролетарская, Шевченко, Дунайская, 28 Июня, Вознесенская (практически полгорода).

В интервью интернет-изданию «Топор» Игорь Плехов не стал отрицать, что в 2019 году в Рени выполнялся ямочный ремонт городских дорог – всего примерно на двадцати улицах.

«Нам инкриминируют, что мы вместе с подрядчиком сфальсифицировали данные о реальном объёме выполненных работ. Я не буду называть фамилию руководителя подрядной организации, но она действительно местная. И появилась не вдруг – два года назад она уже выполняла аналогичные работы. Да, с одной стороны, можно привлечь к дорожному ремонту более крупные фирмы и дать им заказ на 8-10 миллионов гривен. Но такие фирмы обычно не соглашаются работать, если речь идёт о допороговых суммах. С другой стороны, проще работать с подрядчиками, способными выполнять небольшие заказы, то есть производить текущий ямочный ремонт. Мы так и делали. В итоге нам удалось «залатать» многие разбитые участки дорог. По моим расчётам, подрядчик восстановил площадь дорожного покрытия даже на 500-600 квадратных метров больше, чем планировалось изначально», пояснил тогда городской голова.

Два года назад этот частный предприниматель выполнял аналогичные работы? Интересное заявление. Согласно данным Единого государственного реестра, Матчин Степан Степанович зарегистрировался как физическое лицо-предприниматель (ФЛП) 17 мая 2019 года, а прекратил свою деятельность спустя пять с половиной месяцев – 31 октября 2019 года.

За этот короткий промежуток времени аффилированному частному предприятию доверили текущий ремонт 22 ренийских улиц. Первые договоры уже начали заключать через неделю после того, как Матчин зарегистрировался как предприниматель: с 24 по 29 мая заключили 21 договор. А 7 июня Степану Матчину выплатили 4 миллиона по актам выполненных работ от 5 июня.

Вызывает недоумение тот факт, что Матчин регистрируется как предприниматель и через неделю подписывает с Ренийским горисполкомом 21 договор более чем на 4 миллиона. Еще через две недели представляет в исполком акты выполненных работ по 20 улицам и через два дня Ренийский исполком полностью перечисляет ему за эти акты 4 миллиона гривен. Еще через две недели ему перечисляют 200 тысяч за ремонт ул. Соборной по акту выполненных работ от 11.06.2019.

И в сентябре 2019 года Матчин получает еще 180 тысяч по последнему договору на ямочный ремонт ул. Тихой. И это при том, что нет никакой информации о наличии в предприятии специального оборудования для выполнения ремонтных работ. А сам подрядчик без определенного опыта деятельности в этой сфере в сжатые сроки «восстановил площадь дорожного покрытия даже на 500-600 квадратных метров больше, чем планировалось изначально».

Создается впечатление, что это ФЛП регистрировалось именно на период проведения ремонтных работ на вышеуказанных улицах. Ведь больше договоров Матчин Степан Степанович с Ренийским горисполкомом не заключает и 31 октября вообще прекращает свою деятельность как предприниматель. Однако во всех скан-копиях договоров присутствует пункт 12.3, в котором указано, что «гарантийный срок качества выполненного текущего ремонта составляет год со дня принятия его заказчиком», то есть исполкомом Ренийского горсовета. Так кто же будет устранять дефекты на дорожном покрытии в рамках гарантийных обязательств, если частное предприятие прекратило свое существование еще год назад?

Кроме того, любящий публичность и честность Игорь Плехов нигде не похвастался о текущем ремонте двух десятков ренийских улиц. Отсутствует также на сайте Ренийского горисполкома информация о доходах и расходах городского бюджета за период с 6 по 20 июня 2019 года, где бы указывались траты на выполнение ямочного ремонта дорожного покрытия в размере 4,4 миллиона гривен.

Не удалось нам найти и документы об объёмах работ, выполненных подрядчиком на 22 улицах, на портале публичных закупок Прозорро. Именно на этот портал ссылался в свое время Игорь Плехов, оправдываясь за обыски. К сожалению, здесь представлены только скан-копии прямых договоров с Матчиным.

Отметим, что, по информации специалиста, проводящего тендерные закупки, такое дробление лотов на меньшие дало возможность заключить с подрядчиком прямой договор на проведение ямочного ремонта дорог без проведения аукциона. Наш собеседник уверен, что для заключения договоров частный предприниматель предоставил только свидетельство наголоплательщика и выписку из Единого государственного реестра юридических и физических лиц. У Матчина не было никакой налоговой отчетности, так как ФЛП просуществовало только полгода, ни материально-технической базы. Отсутствие последнего тендерного условия у подрядчика подтвердил бывший сотрудник исполкома, который утверждает, что Степан Степанович Матчин уже пенсионер, но является бывшим сотрудником Ренийского дорожно-строительного предприятия (райавтодора), поэтому, судя по всему, обладает опытом проведения ремонта дорог. Но никакой спецтехникой он не владеет, не говоря уже о бригаде сотрудников, которая должна выполнять ямочный ремонт дорожных покрытий так оперативно. Кроме того, его старшая дочь приятельствует с мэром Рени Игорем Плеховым. Возможно, именно поэтому на Степана Матчина было оформлено подставное частное предприятие, которое использовалось в схеме хищения средств из городского бюджета.

Еще одним фактом нарушения Закона Украины «О публичных закупках» является то, что во всех договорах код товара для закупок был одинаковым — ДК 021:2015:45230000-8 (строительство трубопроводов, линий связи и электропередач, шоссе, дорог, аэродромов и железных дорог; выравнивание поверхностей). По мнению профильного специалиста, Ренийский горсовет должен был проводить открытые евроторги с публикацией на английском языке. Эта процедура применяется в случае объявления закупки с ожидаемой стоимостью более эквивалента 133 000 евро для товаров и услуг и 5 150 000 евро для работ в соответствии с частью 4 статьи 10 Закона Украины «О публичных закупках». Так как мы знаем, что общий текущий ремонт 22 улиц в Рени обошелся городской бюджету в 4,4 млн грн, а код товара для закупок был одинаковым, заказчик (исполком) вышел за пределы упрощенной закупки.

Спустя полгода журналисты издания «Рени-Одесса» поинтересовались у Игоря Плехова, чем закончились обыски СБУ.

«Пока тишина. Поступит через суд запрос – мы предоставим все документы. Пусть будет проведена экспертиза, пусть покажут, где асфальт не положен… Я понял, что надо делать, чтобы таких обысков не было – надо нанимать армянскую фирму и делать ремонт на 12 миллионов. Нам намекают: не надо экономить бюджетные деньги…», уверенно ответил мэр Рени.

Впрочем, согласно реестру судебных решений, дела за растрату или некачественный ремонт дорог по всей Украине открывают не чаще 2-3 раз в месяц. Эксперты утверждают, что все дело в сложности аудита. Проверка качества выполнения ремонта дороги и возможных нарушений и растрат – очень сложный и небыстрый процесс. Тендерная документация громоздкая, доказать вину действительно сложно, только если дорога спустя пару месяцев не превращается в труху.

В принципе, сейчас выглядят непрезентабельно улицы из «масштабного» списка, где работал частный предприниматель, дававший гарантийный срок качества выполненного текущего ремонта на год. Исходя из того, что мы увидели, ямы здесь не латались, а если и «заделывались», то силами местного водоканала и коммунальных служб, у которых есть в наличии спецтехника. К примеру, по словам ренийцев, новых латок на дорожном покрытии по улице Будагяна они не наблюдали уже несколько лет.  И то, что ФЛП Матчин Степан Степанович просуществовало всего несколько месяцев и не может выполнить своих гарантийных обязательств, должно стать дополнительным аргументом для правоохранительных органов.

Улица Будагяна

Улица Тихая

Улица Кагульская

Улица Садовая