девочки с караваем

Если спросить горожан, гуляющих по набережной Измаильского морвокзала, о том, что им известно о селениях на правом берегу Дуная, вас вряд ли порадуют развёрнутыми ответами, сообщает Бессарабия.UA. Слишком уж наши люди погружены в борьбу за выживание – на «посторонние» интересы сил не остаётся. Как ни удивительно, кому-то из бессарабцев чужаки с другого берега могут приходиться роднёй. Речь идёт не только о людях с молдавскими, румынскими, русско-липованскими корнями. Знаете ли вы, к примеру, о том, что третье по численности национальное меньшинство соседней Румынии составляют украинцы? 

Согласно румынской переписи населения 2011 года, в этой стране насчитывалось более 50 тысяч представителей украинского этноса. Первые места в списке национальных меньшинств страны занимали мадьяры (венгры) и ромы, за которыми следовали украинцы. Немного отставали от них немцы, русские (липоване), турки, татары и сербы. В XX веке люди украинского происхождения оказались рассеяны по всей Румынии, однако оформились и «этнические острова» – в областях Марамуреш, Банат, Южная Буковина и Добруджа.

До XIV века земля Марамуреш (альтернативные названия: Мармарош, укр. Мармарощина, рум. Maramureș) была малонаселённой, здешние места служили охотничьими угодьями венгерской знати. В XV веке этот уединённый лесистый край начали обживать румыны и русины из Галиции. Многие селения Марамуреша могут похвастаться весьма древней родословной. Так, в 1998 году деревня Рускова отметила 625-летний юбилей.

земля Марамуреш

По сведениям интернет-издания «Энциклопедия современной Украины», в начале 20 века украинские русины составляли почти половину мармарошского населения. По окончании Первой мировой войны,  по условиям Сен-Жерменского мирного договора в границах румынских владений оказались земли, заселённые жителями Украины. Так украинцы «Мармарощины» окончательно сделались румынами. Земледелие, скотоводство и горнорудный промысел – вот спектр занятий тогдашних жителей Мармароша. Их потомки и сегодня живут сельским хозяйством. Большинство исповедует православие, есть среди них греко-католики и протестанты. Традиционная культура, христианская вера и родной язык – вот основы сохранения их украинской идентичности. Многие обитатели приграничных территорий поддерживают общение с родственниками в Украине. Ещё одна органическая часть их мировоззрения – привязанность к родному краю и уважение к румынской государственности.

украинские русины

Вторая по величине украинская группа Румынии населяет районы дельты Дуная в области Добруджа, которая расположена к югу от Одесской области. У здешних украинцев своя особая история. Многие из них – потомки казаков-запорожцев, бежавших за Дунай после насильственной ликвидации Запорожской сечи в 1775 году российской царицей Екатериной II. В конце XVIII века они основали в низовьях Дуная Задунайскую Сечь (укр. Дунавецька Сiч). Социальный и военный быт её обитателей продолжался в традициях Запорожской Сечи. Казаков, принявших подданство Османской империи, обязали нести воинскую службу. К слову, в Задунайскую Сечь стекались не только выходцы из старой Сечи, но и жители других украинских областей, которые спасались на землях Придунавья от крепостного рабства и многолетней службы в царской армии. К запорожцам присоединялись также русские, болгары, сербы, молдаване, греки. В память о казацких «скитаниях в южных водах» написал свою знаменитую оперу «Запорожец за Дунаем» композитор Семён Гулак-Артемовский…

потомки казаков-запорожцев

К началу 1830-х годов Задунайская Сечь пришла в упадок; часть казаков ушла в Российскую империю, другая часть осталась за Дунаем. Их потомки и сегодня проживают в сёлах Дунавец-де-Жос, Муригиол, Летя и в других уголках Северной Добруджи.

С военными событиями связана и история украинской эмиграции XX века. В 1920-е годы в Бухаресте и других уголках Королевства Румынии появились политические эмигранты из Украинской Народной Республики. В начале 1940-х годов сюда прибыли беженцы из Бессарабии и Буковины. Перед вступлением в королевство советских войск в 1944 году часть наших соотечественников переехала в западные страны. Придя в Румынию, новая советская администрация арестовала часть украинских гражданских деятелей и вывезла их в СССР.

журнал для детей

Советский период запомнился украинцам Румынии разрывом связей с Украиной и полной изоляцией внутри коммунистического государства, безразличного к их чаяниям. Падение железного занавеса в начале 1990-х годов принесло надежды на оживление контактов с исторической родиной.

литература для детей

Сегодня румынские украинцы сталкиваются с теми же вызовами, что и другие диаспоры. Это смешанные браки, утрата родного языка и национальной культуры. Интересы украинского сообщества отстаивает Союз украинцев Румынии (СУР). Он входит во Всемирный конгресс украинцев и располагает двенадцатью филиалами в Бухаресте, Тульче, Браиле, Клуже и других местах. Организация представлена и в румынском парламенте. Союз выпускает книги на украинском и румынском языках, периодические издания: «Вiльне слово», «Український вісник», «Наш голос», «Curierul ucrainean». Издаётся детский журнал «Дзвоник» («Clopoțel»), его неутомимые авторы предлагают юной аудитории серию развлекательно-просветительских видеороликов «Лiтературна скарбничка». В составе СУР действует Украинская молодёжная организация Румынии, осуществляются образовательные проекты для детей и юношества. Ещё одно объединение, отвечающее требованиям эпохи, – организация женщин-украинок Румынии (ОЖУР).

дети

…Как ни удивительно, несмотря на глобализацию и широкие возможности общения, сегодня два берега Дуная изолированы друг от друга больше, чем сотню лет назад. Хорошо ли это?

украинские переселенцы в Румынии