В субботу, 21 августа, в ходе Бессарабского инвестиционного форума, который проходил в Арцизе, генеральный директор ГК «Метрополия», основатель общественной организации «Центр развития Бессарабии» Виктор Куртев выступил с докладом о планируемых инвестиционных проектах юга Одесчины и перспективах развития края. Об этом сообщает интернет-издание «Бессарабия.UA».

Бессарабия – солнечный край. К примеру, село Владычень Болградского района – самая солнечная точка бывшего Советского Союза. Солнечная инсоляция – это не температурный режим, а определенный микроклимат. В Бессарабии дельта Дуная и большое количество пресноводных озер, есть постоянные испарения. У нас в году 310-315 солнечных дней. Это дает свои преимущества: здесь не только лучшая в мире территория для выращивания винограда и целого ряда культур, но и прекрасное место для размещения солнечных электростанций. Здесь также достаточно неплохой ветер, немного хуже, чем, например, в Карпатах или на Керченском полуострове, но с точки зрения потребностей ветряной энергетики почти везде “рабочий” ветер (средняя скорость за год на высоте 100 м более 7 м/с).

Кроме того, Бессарабия имеет большие запасы пресной воды за счет реки Дунай и пяти крупнейших пресноводных озер (Ялпуг, Катлабух, Кугурлуй, Кагул и Китай).

Да и с точки зрения логистики Бессарабия имеет отличные стартовые условия – на достаточно непродолжительной береговой линии размещаются четыре порта (Рени, Измаил, Белгород-Днестровский и Усть-Дунайск), а сам Дунай является транспортной артерией Европы.

И если сложить все эти природные составляющие, то нет более благоприятной платформы для развития зеленой энергетики, чем Бессарабия.

Группа компаний “Метрополия” совместно с привлеченными ею инвесторами, на протяжении последних двух лет реализовала проекты строительства солнечных электростанций “Арциз-Солар”, “Порт-Солар”, “Каменка-Солар”, “Гудзовка-Солар-1” и “Гудзовка-Солар-2”. В рамках бюджетов строительства этих объектов также были реконструированы электрические сети в соответствующих узлах. Например, для подключения солнечных электростанций “Гудзовка-Солар-1,2” в Измаиле была построена ПС 35 кВ, которая, в соответствии с генеральным планом города, будет использована для энергообеспечения перспективного района Гудзовка, который начинает застраиваться. Некоторые объекты (солнечные электростанции в Кубее, Орловке и Васильевке) остались не завершенными  по причине того, что государство в 2020 году в одностороннем порядке изменило правила игры (ретроспективно понизило “зеленый” тариф, а ГП “Гарантированный покупатель” нарастило долг за отпущенную электроэнергию в сеть перед производителями “зеленой” энергии до 27 млрд. грн.). Другими словами, существующий в 2009-2020 годах механизм господдержки объектов зеленой энергетики рухнул.

“Сейчас перестраиваем свою финансовую модель и не отказываемся от реализации этих трех проектов солнечных станций, кроме этого не отказываемся от реализации еще трех проектов ветроэлектростанций (Арцизская ВЭС-1, Арцизская ВЭС-2 и Килийская ВЭС). Обойдемся без “зеленого” тарифа и достроим объекты в течение ближайших полутора лет.

ГК «Метрополия» по итогам последних четырех лет стала крупнейшим девелопером проектов возобновляемой энергетики в Украине. А в Украине в целом – это около 7000 МВт. К половине этих мощности имеет то или иное отношение ГК «Метрополия». В Бессарабии работает порядка 700 МВт солнечных и ветровых электростанций, то есть примерно 1/10 часть украинского объема.

Почему в Бессарабии при всех ее природных предпосылках такое малое количество солнечных и ветровых электростанций? Все дело в том, что есть ограничения по сети. Наш край с точки зрения топологии энергосистемы – своего рода “тупик”. Вдоль Дуная и Прута граница с Румынией и с так называемой европейской синхронной зоной, т.е. между нашей и европейской энергосистемами нет перетоков. Исторически наши сети завязаны на Молдавскую ГРЭС, и ограничивающим фактором является переток с Молдовой в ремонтно-аварийном режиме, т.е. больше генерации уже в Бессарабии построить нельзя даже при наличии финансирования”, – пояснил бизнесмен.

С другой стороны, несмотря на наши местечковые проблемы и условия, научно-технический прогресс не остановить. Учитывая требования Парижского соглашения, которое на сегодня подписали 195 стан, мир движется в направлении декарбонизации своих экономик. Главная цель соглашения – удержание роста глобальной средней температуры в пределах 1,5-2 градусов по Цельсию в сравнении с соответствующим показателем доиндустриальной эпохи.

Парижское соглашение (и другие региональные соглашения, например Европейский Грин Дил) переворачивает полностью мировую экономику и привычный образ жизни цивилизации за последние 200 лет. В период 2020-2050 годов мировая экономика должна стать полностью “безуглеродной”. То есть в энергетике, транспорте и промышленности будущего не будет места углю, нефти, газу и прочему углеродосодержащему топливу. В новом дивном мире их место займет водород!

Все страны мира, вдогонку к Парижскому соглашению, внесли коррективы в национальные программы стратегического характера и приняли свои водородные стратегии. Нефтегазовые гиганты, типа России, Саудовской Аравии, Катара, вынуждены принимать правила игры нового дивного мира, чтоб не оказаться на обочине истории. Они теряют свой основной фактор конкурентного преимущества (дешевый энергоноситель). А вот для таких стран, как Украина, это шанс!

Учитывая все вышесказанное, у Бессарабии появляется глобальный шанс войти в новое ядро отраслей, которое только формируется.

Подчеркнем, что 14 июля т.г. Еврокомиссия представила масштабную программу по борьбе с изменением климата, целью которой является сокращение к 2030 году выбросов CO₂ в ЕС не менее чем на 55% по сравнению с уровнями 1990-х гг. и до нулевого уровня к 2050 году. Программа, получившая название “Fit for 55”, предполагает более активное использование европейскими компаниями и домовладельцами чистых технологий, в том числе возобновляемых источников энергии и электромобилей. Предложенные меры призваны сократить выбросы во всех сегментах экономики, включая производство электроэнергии, автомобильный и жилищный секторы, а также судоходство, авиацию и сельское хозяйство.

Одним из ключевых пунктов реформы является введение механизма трансграничного углеродного регулирования (ТУР), предусматривающего взимание сборов с импортируемых ЕС товаров в зависимости от их углеродного следа. Сборами будет облагаться импорт стали, цемента, удобрений и алюминия. Он начинает действовать с 1 января 2023 года и по 2026 год будет носить переходный характер. Грубо говоря, теперь таможенная пошлина на границах стран ЕС будет пропорциональна углеродному следу ввозимой продукции.

Напомним, что в августе прошлого года Украина и Германия подписали “Совместное заявление о начале энергетического партнерства”. В составе украинской делегации также в переговорах принял участие Виктор Куртев. Кроме подписанного совместного меморандума, Украина представила свой пилотный проект по производству и экспорту зеленого водорода — Danube Hydrogen Valley (Дунайская водородная долина), который предполагает строительство в Бессарабии энергетической инфраструктуры за 10 лет в общей сложности на 14 млрд. евро.

В октябре 2020 года между Украиной и Германией состоялись переговоры по интеграции водородных технологий в энергетическую систему Украины в рамках “Инициативы зеленого водорода для Европейского Зеленого курса 2х40 ГВт”. В соответствии с ним в Украине планируется строительство 10 ГВт электролизеров для получения зеленого водорода путем электролиза воды с использованием для этого энергии из возобновляемых источников. Поскольку процесс производства, хранения, транспортировки и потребления имеет некоторые риски безопасности, их опыт работы должен помочь Украине в реализации первых пилотных проектов с применением передовых технологий.

Преимущество Бессарабии относительно других регионов Украины – в ее логистике, поскольку зеленый водород нужно как-то транспортировать. Но прежде нужно инвестировать миллиарды евро в украинскую газотранспортную систему, чтобы концепция доставки “зеленого водорода” заработала хотя бы через 10-15 лет.

Но через Бессарабию протекает Дунай, истоки которого в Германии, и впадает он в Черное море на территории Одесской области.

“Сегодня мы построили логистическое решение, в котором можно начать экспорт водорода по цене 50 евроцентов за килограмм хоть завтра. Группа компаний “Метрополия” инициировала и реализует проект “Дунайская водородная долина”. Он предусматривает строительство огромного электролизного завода в порту Рени с пятью наземными и одной морской зонами производства зеленой энергии вдоль береговой линии Дуная”, – отметил Виктор Владиславович.

“Дунайская водородная долина” – холдинговая компания с регистрацией в Измаиле. Она владеет дочерними предприятиями – Ренийским электролизным заводом, Ренийским, Сафьяновским, Килийским, Вилковским солнечными кластерами, Дунайским “офшорным ветром”, а также Дунайской энергетической компанией. В 2023 году будет реализован пилотный проект, а далее, на протяжении 10 лет, на базе проекта планируется реализовать половину украинской квоты для производства и экспорта в Европу “зеленого” водорода с установкой 5000 МВт электролизной мощности и до 10000 МВт объектов возобновляемой энергетики для покрытия потребности электролизеров в зеленой энергии. И водород будет доставляться в Европу именно по Дунаю.

“У нас есть намерение построить крупнейший в мире производственно-экспортный кластер “зеленого” водорода именно в Бессарабии. Это шаг из третьего мира в первый, минуя второй. Это “новая волна”, я бы сказал “цунами”, которая способна изменить наш край и привести его к процветанию. Самое главное – на этой волне удержаться”, – подвел итоги своего выступления Виктор Куртев.