Подавляющее большинство стран получает украинскую агропродукцию с огромными задержками во времени из-за простой судов в Босфоре. Об этом сообщает Бессарабия.UA со ссылкой на Министерство инфраструктуры Украины.
77 судов экспортировали 3 миллиона тонн агропродукции из портов Большой Одессы в страны Африки, Азии и Европы. Это на 25% меньше объемов декабря. В декабре Украина отправила 94 судна из 3,7 миллиона тонн агропродукции.
Сохраняется тенденция ежемесячного снижения объемов экспорта агропродукции через порты «Одесса», «Южный», «Черноморск». За 6 месяцев работы «зернового коридора» мир получил 19,7 миллиона тонн продовольствия, а должен получить более 30 миллионов тонн при стабильном функционировании коридора.
Единственное препятствие для доступа украинской агропродукции на мировые рынки – это действия российской стороны в Совместном координационном центре (СКЦ), которая всеми доступными путями и под вымышленными предлогами блокирует инспекции судов в Босфоре и регистрацию новых судов к Инициативе.
Сохраняется критически низкий показатель выхода судов из портов – 2,5 судна в сутки. В январе порты работали всего на 30-40% из-за дефицита флота под загрузку. 3 судна в сутки при предложенных 9 проходят инспекцию в Босфоре и получают разрешение двигаться в украинские порты за продовольствием.
Ежедневно СКЦ планирует проведение по 10 инспекций в сутки, но российские инспекторы удачно завершают лишь половину из них. Так, в январе было проведено 204 инспекции, из которых успешными были 173, 31 инспекция не была завершена из-за преждевременного и самовольного окончания рабочего дня инспекторами россии в 15 часов. 30 мин. (регламентирована работа до 17.30) или из-за претензий инспекторов рф к судовым документам, которые не должны проверяться СКЦ.
Тормозится и регистрация судов для участия в Инициативе. При заявленных более 80 судах представители страны-агрессора, без объяснения причин, регистрируют 2-3 судна в сутки. По состоянию на 4 февраля 120 судов ожидают инспекции в территориальных водах Турции (98 — вход в порты под загрузку, 22 — с агропродукцией на выход). Подавляющее большинство из них ожидает несколько недель.
Это целенаправленная дестабилизация ситуации с целью ограничить доступ украинского продовольствия на мировые рынки из-за замедления движения судов из украинских портов. Украина неоднократно обращала внимание партнеров на недопустимость блокирования свободного судоходства страной-агрессором и насаждения несправедливой продовольственной политики.